Автор: Анастасия Ефрéменкова
Вчера у меня случился диалог на уроке французского, про который думаю до сих пор.
Мы делали устное упражнение: говорили о праздниках, дошли до Нового Года, начали перечислять его атрибуты, я вспомнила, что последние несколько лет в Алматы переняли европейскую традицию ходить на “Щелкунчика” в декабре. И если раньше это был исключительно “детский” балет, то в этом году, наверное, и что-то для взрослой аудитории будет, и хотелось бы на это попасть, а для этого надо купить билеты, которые буквально исчезают за пару дней с открытия продаж. И так как мы ходим в театр всем семейством, то билетов надо много и все обязательно рядом. А так как это балет — то подальше и повыше от сцены, короче идеально было бы успеть забрать одну ложу целиком. И пока я мечтательно уплывала в предновогодние планы подальше от спряжений, Mon Professeur сказала к слову про театр - что хотели они тоже девочками пойти на концерт недавно, начали искать билеты и увидели радостное объявление, что можно выкупить всю ложу разом. “Как удобно!” — подумала я. “За 1,3 млн тенге” — добавила она.
Разгоревшийся дальше диалог был о том, должно ли искусство столько стоить? И кто должен за него платить?
Моя позиция как человека, который последние пару лет пытается разобраться в вопросе: искусство никогда не было не-элитарным. Да, есть музеи и вход в них или совсем бесплатный или относительно не дорогой, но подавляющее большинство людей никогда не сможет забрать домой ни Боттичелли, ни Баскию. Единственное действительно не-элитарное искусство это кино. Но хорошее кино зарабатывает хорошие деньги на кассовых сборах. Просто не один человек платит миллионы долларов, а миллионы людей по одному. Удобно и все довольны. Тут еще важный момент, про который вообще в мире искусства как-то не то, что не принято, а даже позорно говорить. Хотя речь про базовую себестоимость, нормальное абсолютно понятие в любом производственном процессе.
Картину пишут один раз. Себестоимость тут — это цена холста и красок. Талант творца — и финальная стоимость — оценивается покупателями и математика там очень субъективная. Что и сделало живопись такой интересной инвестиционной игрушкой в последнее время.
С перформансами с экономической точки зрения иначе. Абстрагируемся от гонораров супер-звезд, поговорим про все остальное. Перед тем, как придут зрители и послушают концерт (или лекцию), есть подготовительная работа: написать программу, прорепетировать — из очевидно. Из менее очевидного: кто-то должен построить концертный зал, кто-то должен договориться о его аренде, найти оборудование, заняться продажей билетов, организовать парковку и кейтеринг, сдать отчет по налогам. И сколько раз выступаем — столько раз этот процесс повторяется почти с самого начала. Дальше есть зарплаты — в оркестре, например, на сцене играет 60 человек. Техперсонал за сценой мы не видим, но там полно народу на полной ставке — осветители и хореографы, уборщицы и костюмеры, гримеры и концертный директор.
Mon Professeur говорит, что да, все это понятно, художник не должен быть голодным, но где люди должны взять такие деньги (с отсылкой к тем 1,3 млн тг), чтобы это искусство употреблять? И если наше государство хочет, чтобы его граждане были образованными, то почему тогда такие цены?
С моей точки зрения искусство не несет образовательную роль в качестве основной. В первую очередь искусство — это развлечение для тех, кто его употребляет, и самовыражение для тех, кто его производит, и вторым оно кратно важнее, чем первым. Имеет ли значение вид искусства? Мне кажется, что нет. Разница между Netflix и Grand Opera de Paris, разница между Толстым и Толкиеном, между да Винчи и Бэнкси только в том, какой нарратив Вам лично больше откликается. Этот выбор не делает Вас умнее или глупее, это все равно, что выбирать между синим и зеленым, сладким и кислым. Но представьте себе мир без искусства. Это был бы мир без эмоций и чувств. Странное место. Жуткое.
Ну и последний момент, который мы успели затронуть. Да, есть театры, билеты в которые очень доступны. Они даже дешевле кино. А как такой театр должен себя окупать? Как привлекать талантливых артистов? На что брать современное оборудование, менять декорации и шить костюмы?
На этом наш урок французского закончился, но вопросы остались.