Журнал об искусстве

Барби возвращает феминизм на законное место

Автор: Анастасия Ефрéменкова
Отзыв на Барби чуть затянулся, но зато сформировался: осели эти ах и ох, и еще я начиталась чужих рецензий, так что стала лучше понимать, на чем надо сконцентрировать внимание, а что и без меня уже было достаточно раз сказано.
Быстро хочу на эту тему заметить, что у нас очень слабая кинокритика. Точнее ее вообще нет: все выходящие статьи пишутся просто под впечатлением от кино, без погружения в тему, без исследования — это не журналистика, а сплетни. По сути тоже самое, что и мнение моей соседки, которое мне было бы совершенно не интересно, не опубликуй его условный Esquire и не выскакивай оно на меня с каждого столба в копирайтах. Выговорилась — теперь к фильму.
Идея Барби в оригинальном концепте — это история про равноправие. Что говорит Рут Хэндлер, создательница Барби и жена владельца Mattel, а после — сама Президент Mattel (компании-производителя игрушек, Слаймы - тоже их изобретение):
«Барби это идея о том, что девочка, вырастая, может стать кем угодно, добиться чего угодно и жить как ей угодно» — то есть не оглядываясь на установки общества и обстоятельства, а выбирая путь исходя только из своих желаний. Хочешь быть Президентом? Будь. Нобелевским лауреатом? Будь. Матерью? Пожалуйста! Главное делай то, что хочешь ты сама.
Да, Барби при этом безупречная красавица, но, согласитесь, было бы странно в качестве мечты выбирать что-то меньшее. Это Афродита нового времени, высеченная не в камне, а отлитая из пластика — а идея та же самая. Рут Хэндлер вложила в нее дополнительный смысл: Барби — это сокращение от Барбары, имени ее дочери. Куклу она делала в первую очередь для нее и о ней, и, как любая адекватная мать, естественно желала своей дочери быть самой красивой.
В намеренно не самой тонкой, но очень интеллектуальной подаче Грета Гервик рассказывает нам, как эту идею переврали. И все бы хорошо, если бы этот главный вывод фильма не раскрывался в последних 15 минутах. Не удивительно, что его никто толком не дослушивает — зато понятно, откуда берутся все эти рецензии.
А смысл в том, что основа феминизма — в равноправии. Даже не так: феминизм — это подраздел концепции общечеловеческого равноправия, один его аспект из многих.
Равноправие ведь заключается не в том, чтобы подмять один пол под другой, а в том, чтобы комфортно жить было всем и все имели возможность реализовывать свои желания. Сегодняшняя же модель просто расставляет галочки: Женщины могут голосовать? Могут. Могут иметь счет в банке? Могут. Можем мы их нанять на ключевые позиции в компаниях? Можем. Когда создавалась Барби, почти всё из этого списка во многих западных странах было такой же мечтой, как она сама.
В нашем пространстве дела обстояли иначе, поэтому у нас феминизм вызывает ассоциации с небритыми подмышками и маршами ненормальных женщин, которые не довольны тем, что муж не пускает их на работу, якобы имея при этом возможность не работать — хотя бы по финансовым соображениям, опустим вопрос о самореализации.
По факту, и это сильно подчеркивается в фильме, система повсеместно устроена если не патриархально, то точно с мужчиной в центре. Самое обидное, что и под мужчиной эта система подразумевает существо с жестким набором характеристик — и совсем не факт, что мужчинам самим в ней комфортно.
Так почему же идею Барби при всей ее гениальности общество воспринимает в штыки? Подумаем с точки зрения психологии поведения.
Барби приезжает в коробке, сразу готовая. Нет процесса, нет глубокого понимания, как она к этому пришла - да она и не приходила, ее сразу такой сделали, она же кукла. Чтобы нам с вами такими стать, нужно приложить массу усилий. А они все остались за кадром, нам их не то, что не показали, нам даже не сказали, что они были и тем более не выдали инструкцию по применению, так что приходится додумываться самостоятельно. Тоже самое в реальной жизни уже подросшие девочки, мы с вами, видим в Instagram: вот он успешный успех, но откуда он взялся? Наверняка у неё всё получается само по себе. А у меня нет, но я тоже хочу быть как она, а как — я не знаю. Вывод: со мной что-то не так и виновато в этом окружающее меня общество.

Вот и вся проблема, а не ее безупречная внешность сама по себе.
Один вопрос: будет ли теперь на Бродвее одноименный мюзикл? Я бы сходила с удовольствием.
АртКино