Журнал об искусстве

Париж 1874: рождение импрессионизма

Автор: Анна Фомина
15 апреля 1874 года, когда, устав от отвержения консервативных привратников официального художественного Салона, мятежные молодые художники устроили свою собственную независимую выставку, которая впоследствии была признана рождением импрессионизма.
В Орсе собраны 160 картин того года, в том числе десятки шедевров, включая кроваво-красное солнце картины Моне «Впечатление, восход солнца», давшей название движению, и «Бульвар Капуцинок», где как раз проходила выставка.
Быстрыми, спонтанными мазками кисти импрессионисты запечатлели повседневные сцены современной жизни — от балетных танцовщиц Дега до сельской идиллии Камиля Писсаро и вечеринки на берегу реки Огюста Ренуара в картине «Бал мулен де ла Галетт».
Они стали определять волнение и беспокойство новой современной эпохи, возникшей после разрушительной войны с Пруссией и недолговечного парижского восстания несколькими годами ранее.
«Импрессионисты хотели изобразить мир таким, какой он есть, — в разгар больших перемен. Их интересовали новые темы: железные дороги, туризм, мир развлечений... Они хотели поставить в центр своей живописи ощущения, впечатления, сиюминутный момент», — говорит Сильви Патри, сокуратор выставки.
Благодаря заимствованиям из Национальной галереи в Вашингтоне и других музеев, многие из картин, включая «Парижанку» и «Танцовщицу» Ренуара, вновь были собраны все вместе.
В экспозицию также вошли работы официального Салона того года, показывающие, как импрессионисты отвергали жесткий формализм традиционалистов и их одержимость великими сражениями и мифологическими историями, а также как происходило взаимопроникновение, когда самые разные художники постепенно перенимали новые стили.
Но кроме собственно картин, с помощью технологии виртуальной реальности посетители выставки смогут окунуться в атмосферу улиц, салонов и мест красоты, которые ознаменовали революцию в искусстве.
Выставка в Орсе продлится до 11 августа, а с сентября переедет в Вашингтон.
Актуальные выставки