Автор: Анастасия Ефрéменкова
Давайте для начала просто обозначим действующих героев. Итак, в мире искусства есть:
Художник — непонятый гений, первопроходец и мечтатель, созидатель прошлого, центр своего мира и его самая яркая звезда. Часто по совместительству имеет и другое занятие — как Черчилль, Уинстон, например. Профессия внутри делится на абсолютно творческие —живописец, скульптор, график, и на утилитарно-инженерные: дизайнеры, архитекторы всех направлений и тд.
Муза — ее мы замечаем лишь когда она напрочь отсутствует. В остальных случаях она словно часть художника, хотя многие рассказывают, что “полотно само себя нарисовало”. Ну, допустим.
Искусствовед — человек с государственным дипломом о высшем образовании, а потому считающий, что у него есть практически религиозное право первичного знания об искусстве и он точнее художника понимает, что тот хотел сказать 😉 Внутри профессия делится по специализациям. То есть можно быть искусствоведом в целом и знать по вершкам всю мировую историю искусства, а можно концентрироваться на каких-то отдельных темах: от объемных (“Ренессанс”) до самых узких (“Голубой период Пикассо”). Отсюда можно идти в любое направление деятельности, связанное с искусством: экскурсовода, преподавателя, куратора, галериста, арт-дилера, арт-критика, заняться научно-исследовательской деятельностью или просто положить диплом на полочку личного удовольствия ради.
Галерист — чаще всего он же и куратор, и арт-дилер, но в идеальной жизни, конечно, это разные персонажи. Галерист больше про организационно-операционную часть: на нем расписание, клиенты, продажи и весь связанный с этим бесконечным процессом документооборот + поиск спонсоров и партнеров, потому что галерея — это залоговой бизнес, живущий от одного кредита до другого. У нас нет, но у нас я бы и бизнесом это не назвала, конечно.
Куратор — человек, на плечи которого взвалена и интеллектуальная часть, и эмоциональная. Попробуйте из 100 работ выбрать 20 для выставки, а остальные не взять, но желательно так, чтобы у художника не случилась истерика, зритель проникся идеей, добрые коллеги по цеху не разнесли в пух, а галерист остался доволен продажами. Что отличает хорошего куратора от плохого? Умение создавать выставки, на которых есть, о чем подумать, которые показывают все то, что мы в принципе так или иначе уже видели, но под таким ракурсом, как мы и представить себе не могли, которые проводят через общую идею к личным эмоциям. Хороший куратор — сказочный единорог.
Арт-дилер — знает, что у кого купить и кому продать, потому что давно составил списки всего ценного с фамилиями, эстимейтом наличных активов и прямыми контактными номерами. Иногда играет в провидца, пытаясь предугадать будущую стоимость работ начинающего художника и убедить коллекционера-легковерца выгодно взять именно сейчас с целью инвестиций, потому что — все же помнят историю Ван Гога? На самом деле это обычные продажи, но из-за непрозрачного ценообразования вся история становится крайне спекулятивной. Пресса любит рассказывать про мега-сделки, а вот про массу работ, купленных на перспективу и исчезнувших в финансовом плане в никуда даже при желании не расскажешь, потому что нечего.
Коллекционер — существует в двух ипостасях. Первая собирает искусство, потому что очень его любит. Иногда сгребает все подряд у любимчика, иногда очень вдумчиво подбирает экспонаты, чтобы через них рассказать свою историю. Кто-то собирает отдельных художников, кто-то один стиль, кто-то одно настроение. Вариантов масса. Вторая ипостась с точки зрения подхода представляет из себя все тоже самое, но цель преследует другую: выгодно инвестировать, то есть коллекция в первую очередь собирается так, чтобы представлять из себя финансовую ценность в настоящем и в будущем.
Зритель — да, это профессия. Да, ей надо учиться, иначе в узких кругах вместо этого уважительного термина будет использоваться другой, намного менее приятный — “культурная бестолочь”. То есть эдакий фланер, который шатается по музейным залам и абсолютно ничего не понимает и на все фыркает, или абсолютно ничего не понимает и восхищается всем подряд. Ему, в целом, надо, чтобы было красиво, ну и может еще на актуальную политическую повестку. Люблю таких, особенно люблю с ними не сталкиваться, но иногда вижу это существо в зеркале, от чего сильно мучаюсь. Короче говоря — кел, балалар, оқылық!
Арт-критик и арт-журналист — это люди с базовым искусствоведческим образованием, но пришедшие к нему из масс-медиа. Яркий пример — Уилл Гомперц, поработавший на BBC и в Met, а сейчас упоенно пишущий книжку за книжкой.
Внутри музеев тоже есть разные профессии и должности, но про музей у нас скоро будет отдельный материал, расскажем там.