Журнал об искусстве

Сказочная простота Миядзаки

Автор: Томирис Баймуратова
В июле в Японии состоялась премьера анимационного фильма Хаяо Миядзаки «Как поживаете» — мэтр посвятил свою последнюю работу внуку. В сети можно найти только постер и несколько кадров из фильма - о сюжете известно лишь то, что эта история о двенадцатилетнем мальчике, который пытается справиться с потерей матери. Студия Ghibli решила отказаться от агитационной кампании.
Что, на самом деле, не удивительно. Всемирно известный режиссер Хаяо Миядзаки и его сказочные работы не нуждаются в представлении или рекламе: его волшебные фильмы «Унесенные призраками», «Ходячий замок», «Принцесса Мононоке» имеют огромную фанбазу по всеми миру. Все его творения пропитаны тем самым волшебством, которое ласково берет за руку и утягивает в детство. Головокружительные путешествия, загадочные духи-ками, которые показываются лишь с наступлением ночи, девственно-пышная, празднующая саму жизнь природа, от вида которой захватывает дух. Хаяо Миядзаки скрупулезно, с большим вниманием к деталям, с ловкостью демиурга создает миры, которые простираются гораздо дальше и шире экрана. Эти миры, очевидно, созданы с такой любовью и заботливым вниманием, что кажется существуют сами по себе в каком-то другом измерении.
Возможно, один из секретов в том, что в работах Миядзаки детально прорисовывается даже массовка. Особенно это заметно в одной из самых его известных работ «Унесенные призраками», где персонажей, основных и второстепенных, большое количество.
Миядзаки известен тем, что подмечает даже самые мелкие детали. И существует мнение, что эта его особенность сформировалась еще в детстве и связана с большим желанием абстрагироваться от реального мира. Горячо любимая мать Миядзаки долго и тяжело страдала от туберкулеза позвоночника. И это сказалось на желании мальчика «спрятаться» от реальности в своем выдуманном мире.
Интересуетесь искусством Японии? У нас есть лекция о нем!
С ранних лет Миядзаки горячо увлекался рисованием, проявлял большой интерес к манге и мечтал стать известным мангакой. Но в 1958, будучи в последнем классе старшей школы, Миядзаки увидел в кино анимационный фильм Hakujaden. Тогда-то у него и появилась мечта стать аниматором, которая сформулировалась в цель, а после трансформировалась в реальность. В апреле 1963 Хаяо Миядзаки получил работу фазовщика в Toei Animation. Там он познакомился и сдружился с Исао Такахатой, с которым в июне 1985 основал анимационную студию Ghibli, участие приняли также с Токума и Судзуки.
Первыми фильмами студии стали такие картины, как «Летающий замок Лапута» и «Мой сосед Тоторо». Уже тогда обозначились основные мотивы и образы, которые прослеживается во всех картинах студии.

Самолеты, духи. различные волшебные существа из японской мифологии, ветер… и природа.
Практически все работы Ghibli, и фильмы Миядзаки в частности, затрагивают тему отношений человека и природы. К примеру, «Навсикая из долины ветров» создавалась Миядзаки под тяжелым впечатлением от загрязнения бухты Минаматы. Медленно умирающий, оскверненный мир «Навсикаи» — воспаленная, пульсирующая рана; воинственный мир «Принцессы Мононоке» - раненный, но все еще готовый себя защищать; грозные духи тануки из «Помокко: война тануки», которые идут на разные хитрости, чтобы остановить вырубку лесов и сохранить свой дом.
Миядзаки изображает природу то дикой, когтистой и зубастой, то хитрой и мудрой, то беззащитной и уязвимой. Неизменно одно — желание жить, желание цвести и тянуться к солнцу несмотря ни на что. Надежда в фильмах Миядзаки едва ли не главный герой. Лучик солнца, пробивающимся сквозь хмурые тучи, она всегда приходит то в виде духа, то в виде смертной девушки с храбрым сердцем.
Главные героини, реже — герои, Миядзаки юны, мечтательны и храбры. Храбрость их растёт вместе с тем, как они преодолевают препятствия и начинают знакомиться со своей истинной сутью. Они спасают мир, своих друзей и борются со злодеями, которые всегда не так однозначны, как кажется в самом начале. Неоднозначны от того, что Миядзаки не делит мир на добро и зло. Ведьма Пустоши, Юбаба, веселые пираты из «Небесного замка Лапуты», забавный Фудзимота — не злодеи в привычном понимании, но яркие герои со своим прошлым, настоящим и будущим. И на светлое Будущее даже «злодеям» Хаяо Миядзаки не скупится. Он насылает на них ветер — неизменного героя всех своих сказок. И этот ветер несёт их сквозь время и пространство вместе с главными героями, навстречу душе и истинным желаниям. Так сказка ведет к истине и героев фильма, и его зрителей. Они тоже присоединяются к этому путешествию вглубь себя, к самому центру своей личной Вселенной. И помогают им в этом не только сказочные образы и сюжеты, но и простые житейские мелочи.
Еще одна примечательная особенность фильмов Миядзаки — это романтизация бытовых вещей. «Сказочность» образов сглаживают безыскусные, на первый взгляд, вещи. Но эти вещи выглядят ничуть не хуже, а порою даже атмосфернее любых проявлений магии. То, как мама готовит нетерпеливым Сооскэ и Поньо лакомства, ни разу не меркнет перед сценой, где рыбка Поньо бежит по волнам, едва касаясь ногами вздыбившейся пены. Уборка, работяги на полях, бабочка, осторожно приземлившаяся на цветок —вроде бы мелочи, но из них состоит жизнь, они дают ей новые краски и особую привлекательность.
После фильмов Миядзаки хочется жить. Жить по-настоящему — трогать, вдыхать, пробовать, бежать, кричать, дружить, любить и бесконечно чувствовать окружающий мир во всей его простоте и сказочности. Будет ли последний фильм Миядзаки придерживаться старых традиций? Узнаем совсем скоро!
АртКино