Журнал об искусстве

«Мальчик и птица» Хаяо Миядзаки. Конец или новое начало?

Автор текста: Томирис Баймуратова
7 декабря состоялась премьера анимационного фильма «Мальчик и птица» режиссера и отца основателя студии Ghibli — Хаяо Миядзаки. Он побил кассовые сборы в США и получили премию кинокритиков Нью-Йорка в номинации «Лучший анимационный фильм».
Это первая за десять лет работа маэстро, а по слухам — еще и последняя.
В то же время, Миядзаки уже обещал завершить свою карьеру после выхода своей работы «Ветер крепчает» , но творческое вдохновение накрыло его снова, и вот спустя несколько лет на экранах появляется его новый фильм.
Не смотря на это, у нас есть все предпосылки и основания считать, что «Мальчик и птица» действительно может ознаменовать конец карьеры Миядзаки, как режиссера. Тревожная, насквозь пронизанная метафорами, смутно-знакомая, словно забытый сон картина отличается от предыдущих работ Миядзаки общей атмосферой и заложенными смыслами. Смыслами такими фактурными и многослойными, что двух часов неожиданно оказалось мало. Некоторые сюжетные ходы, словно так и остались висеть в воздухе — недосказанные, все еще хранящие свою тайну. С другой стороны — фильм кажется очень личным. Словно Миядзаки создал его ни сколько для своей аудитории, сколько для себя. Это заметно благодаря некоторым автобиографичным ниточкам, которые тянутся сквозь весь фильм.
По сюжету мальчик по имени Махито не может смириться со смертью своей матери и присутствием в своей жизни мачехи. Махито твердо намерен вернуть маму в мир живых, пусть для этого ему и придется последовать в потусторонний мир — туда, где обитают совершенно удивительные существа. Начиная забавными духами Вара-Вара, и заканчивая попугаями людоедами.
Тоска по матери и сказочный мир, который обещает ее вернуть. Все это очень похоже на то, что когда-то пережил и сам Миядзаки. Он потерял мать еще ребенком. Она долго страдала от болезни — туберкулеза позвоночника. Болезни, которая ее и подкосила. Маленький Миядзаки справлялся с болью от потери, как мог. Он убегал из реальности в свои сказочные фантазии, где могло произойти все что угодно.
Вот и Махито отправляется в другой мир, чтобы сделать невозможное возможным. Но мир за гранью таит за собой много опасностей. И совершенно неясно — что ожидает Махито в конце пути.
Просмотр картины можно сравнить с американскими горками. Уже знакомая всем поклонникам поволока сказочности сохранена. Но ее оттеняет давящая, звенящая и несвойственная работам Миядзаки атмосфера. Неспешных, воздушных кадров природы уже не так много, к середине события начинают развиваться так быстро, что уследить за ними практически невозможно. Словно в агонии, сюжет извивается и обдает снопом искр.
Фантазий становится так много, что они расширяются, раздуваются до небывалых размеров, и в конце концов выталкивают за грань — в реальный мир.
Что ожидает Махито и Миядзаки за этой гранью? Конец или новое начало?
Предлагаю вам самим ответить на этот вопрос после просмотра фильма. Рекомендую его всем поклонникам творчества Миядзаки и студии Ghibli. Я уверена, что каждый увидит в нем что-то свое, сокровенное.
АртКино