В Пушкинском музее в Москве открылась выставка «Золото Сарматских вождей», на которой представлены артефакты из Филипповских курганов (Оренбургская область, аккурат посередине между Новосибирском и Павлодаром). Эти сокровища были обнаружены совсем недавно, в 1986-1990 и 2013-2014 годах в ходе археологических раскопок, и прежде нигде не выставлялись, даже в родном Оренбургском историко-краеведческом музее. Выглядит очень актуально и сейчас: даром, что были сделаны 2500 лет назад.
Подробнее про то, как проводились раскопки и что еще обнаружили в курганах кочевников (очень, кстати, похожих по содержанию на курганы в Казахстане) — на сайте Пушкинского музея.
Мне в глаза бросилось не столько золото, сколько то, что эта культура активно использовала в своих магическо-ритуальных практиках татуировки, причем в основном этим занимались женщины.
Например в одном из погребений нашли бронзовое зеркало, кожаный мешочек (как он только сохранился?) с костяной иглой, белеменит для заточки игл, каменную палитру для растирания и смешивания цветных пигментов, костяную ложечку, железной нож, мел и точильную плитку из алевролита.
Что использовали для стерилизации этого инструментария не ясно, подозреваю что ничего. И тут сам собой напрашивается вывод о том, откуда пошло выражение «Красота требует жертв».
Развивая и заканчивая на пока тему с татуировками
Считается, что именно украшение себя, в том числе татуировками, было первым видом искусства, которое придумал человек — еще до наскальной живописи. И это на самом деле искусство, очень сложное технически и всегда, даже сегодня, связанное с символикой, обрядами и ритуалами.
На свежейшей обложке Vogue Philippines — Ванг Од, старейший тату-мастер, хранительница искусства племенной татуировки «мамбабаток».
Только она и ее внучатая племянница умеют наносить их в этой технике. В феврале ей исполнилось 106 лет.
Santiago Sierra
250cm Line Tattooed on Six Paid People, 1999
250cm Line Tattooed on Six Paid People, 1999
И вот кардинально другой способ — или цель — нанесения татуировок: как протест против глобальной несправедливости и неравенства.
Художник пригласил к участию молодых кубинцев, которые оказались готовы стать частью проекта не из-за его высоких художественных посылов, не из желания обзавестись модным рисунком на теле отименитого художника, а за 30$.
Чтобы понимать масштаб задумки: татуировки наносили на все спины в ряд, не осложняя процесс такой медицинской ерундой, как стерилизация инструментов или обезболивание — участники об этом заранее знали и все равно согласились, потому что для них 30$ — критичная для жизни сумма.