Журнал об искусстве

Почему обнаженное тело в искусстве не равно эротика

Автор: Анастасия Ефрéменкова
Недавно в каком-то очень консервативном американском штате родители школьников возмутились тем, что учительница культурологии (есть у них все еще такой предмет!) показала учащимся изображение Давида Микеланджело. Мол, нечего детям без нашего ведома демонстрировать ЭТО. Под “этим” имелось ввиду понятно что, и наверное можно даже понять родителей: статуя 5 метров высотой, причина негодования соответсвует масштабу. Правда, показали ее на фотографии, там размер не имеет значения. Но суть в другом.
Обнаженное тело в искусстве сейчас переживает кризис цензуры, какого со времен Папы Павла IV не было. С одной стороны повсеместная экспрессивная борьба за свободу самовыражения, с другой - пропорциональная ответная реакция тех, кто придерживается более консервативных взглядов.
Однако все это на поверхности, как дым, как ширма. Следите за руками, сейчас покажу фокус.
Дело в том, что просто обнаженное тело может быть красивым (понятно, что в субъективном видении художника), но не сексуальным. Для сексуальности не достаточно раздеться, это же банальная физиология, а химия мозга так не работает. Тут скорее можно провести параллель с подарками - лучшие приходят в самых маленьких коробочках, а самые эротизированные художественные работы иногда вообще не изображают никакое человеческое тело. Вместо него мы можем смотреть на “Морскую ракушку” Одилона Редона, например. Или на “Завтрак в мехах” Мерет Оппенгейм. Или ходить по залам пост-импрессионистов и разглядывать работы Гогена — а он, между прочим, писал их с 13-летних девочек, на одной из которых женился - не то, чтобы она стала старше к этому моменту.
Но Мета при этом такое не запрещает ни публиковать, ни рекламировать - а вот вполне себе половозрелую, хоть и немного раздетую “Венеру” Боттичелли — нет.
Кто есть Кто