Журнал об искусстве

Ретроспектива Марины Абрамович в Городском музее Амстердама

Автор: Анастасия Ефременкова
Тем временем, Городской музей Амстердама показывает в целом крупнейшую и первую для себя ретроспективу Марины Абрамович.
Выставка будет идти в до 14 июля 2024 года. Там — более 60 ключевых работ, охватывающих пять десятилетий творчества матери современного перфоманса.
В основном показывают архивные кадры легендарных перфомансов: «Искусство должно быть красивым», «Художник должен быть красивым» (1975) , «Импондерабилия» (работа с Улаем) (1977), «Светимость» (1997) и «Дом с видом на океан» (2002).
Кроме этого, каждый день проходят и живые перформансы в исполнении специально обученных по методу Абрамович людей.
«Существует так много разных форм искусства, что перформанс — один из самых сложных, самых нематериальных и самых реальных», — говорит Абрамович.
Все это, конечно, очень интересно, но тут важно понимать контекст: свои перформансы Марина Абрамович «рожала» одновременно со становлением поведенческой социологии и активным развитием психологии. Тогда они были прорывными — но сейчас это просто иллюстрация того, что доказал реальный мир. Соответственно, ее тезис и подтвердился, и опровергся: что было несложно, учитывая, как она его составила.
Поэтому вот — намного более актуальная сегодня версия: Jay Z пробует выступать не на стадион, а для одного конкретного зрителя. Их реакция? Марину там тоже кстати заметили.
Актуальные выставки