Журнал об искусстве

Дали и Гала

Это определенно точно не та парадигма, которой следуют «приличные» люди. Это определенно точно не та норма, которую может одобрить или хотя бы просто принять социум – ни сегодня, ни (тем более!) тогда, в начале ХХ века, и хорошо, что события развивались хотя бы в Париже, а не Мадриде. Но это точно была именно такая любовь, которую запоминает история, такое совпадение душ, которое случается один раз в поколение. Безумная, тщеславная, эпатажная на грани вульгарщины, идеально-гармоничная, бесконечно нежная, хоть и колкая – такая была пара Сальвадора и его Галы, или Галы и ее Дали.
Одной из – если не единственной из - трогательных сторон личности Дали - человека, в общем, циничного и бесчувственного - являлось его бесконечное преклонение перед женой. В отношении нее он всегда вел себя как средневековый рыцарь, без устали воспевающий красоту и достоинства свой Прекрасной Дамы и готовый сразиться с любым, кто рискнет с ним не согласиться. И только за одно это можно простить ему все прочие изъяны, потому что где еще найти человека, который скажет так о своей любимой:
"...Такова моя жена Гала, которую я обрел себе на счастье. Ее мимолетные движения, жесты, ее выразительность — это все равно что вторая Новая Симфония: выдает архитектонические контуры совершенной души, кристаллизующиеся в благодати самого тела, в аромате кожи, в сверкающей морской пене ее жизни. Выражая изысканное дыхание чувств, пластика и выразительность материализуются в безукоризненной архитектуре из плоти и крови.
Когда Гала отдыхает, могу сказать, что она равна своей грацией часовне Темпьетто ди Браманти, что близ собора Святого Петра Монтозио в Риме. И как Стендаль в Ватикане, я позже и независимо от него могу поставить на одну доску стройные колонны с ее гордостью, нежные и упорные перила с ее детскостью, божественные ступени с ее улыбкой. Долгими часами перед мольбертом, украдкой любуясь ею, когда она этого не замечала, я твердил себе, что она такое же прекрасное полотно, как работы Вермеера и Рафаэля. Тогда как другие, кто нас окружает, кажутся всегда так мало прорисованными, так посредственно отделанными, что похожи скорее на гнусные карикатуры, намалеванные на скорую руку голодным художником на террасе кафе..."
Кто есть Кто