Автор: Ольга Батурина
Монументальное искусство Казахстана имеет интересную историю, полную ярких имен, открытий и достижений. Этот вид искусства начинается в середине ХХ века и свой расцвет переживает в советское время. Творчество Владимира Сергеевича Твердохлебова, основателя казахской монументальной школы – неповторимое явление нашего искусства, золотой фонд не только казахского, но и советского искусства. Его выдающийся талант проявился во всех видах изобразительного искусства: живопись, гобелены, фрески, мозаики, витражи, рельефы, плакаты. Но сейчас я хочу рассказать про станковую живопись Владимира Твердохлебова разных периодов.
![](https://static.tildacdn.com/tild3238-3662-4930-b530-386131303061/1.png)
Его камерная живопись – это чаще всего пейзажи, натурные, пленерные, полные ярких эмоций, живые и непосредственные образы природы Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана. Он был непоседа и путешественник, любил жизнь и людей, любил открывать новое. И потому даже в пожилом возрасте сохранял этот жизненный азарт, восхищенный взгляд на мир, и жажду узнать, что там – за горизонтом. Монументальное искусство Твердохлебова развернуто в историческом дискурсе и обращено к национальному контексту. Темы его монументальных мозаик – эпические, в них визуализируется культурный код и архетипы национального сознания. Сюжеты, образы и масштаб работ соответствовали духу времени советского периода, но сохраняют актуальность и в наше время.
Станковая живопись мастера совсем другая. Не случайно любимый его жанр – пейзаж. Именно образы природы стали для художника дневником личных переживаний. В них ярче, глубже, полнее всего проявилась его горячая любовь к жизни, весь его творческий темперамент Сильное, глубокое, вдохновенное переживание гармонии природы, как ренессансного универсума, проявилось в его пейзажной живописи.
Владимир Сергеевич – человек полный внутреннего света, умиротворенности. Его радостное оптимистичное восприятие жизни проявляется в композиционном строе, в колорите его работ. Он откликается на красоту природы и человека, понимает мир, как пространство счастья и свободы. Именно про свободу, про радость жизни, про счастье быть человеком (единственным во всей вселенной, который может оценить масштаб работы Создателя и выразить ее красоту), его живописные пейзажи. В его пейзажах мы видим мир глазами первооткрывателя, восхищенно взирающего на все, к чему мы привыкли и перестали удивляться (трава, небо и вода, солнечный свет, ветер, цветы, краски времен года, ветви и кроны деревьев, бесконечное пространство гор и степей). Да и мир в его картинах как бы первозданный, только что возникший, новенький. Может быть такой, каким должен быть
Не случайно любимый формат полотен – квадрат. Символически эта фигура означает четыре стороны света, но еще – она выражает баланс, умиротворенность, спокойствие, созерцательность. Это образ мира устойчивого, гармоничного, находящегося в равновесии.
Композиционная уравновешенность внешней квадратной формы холста внутри заполняется бурным движением линий, мазков, планов. Как будто вся энергия жизни, рождение всех стихий природы возникает прямо сейчас, на наших глазах: воздух, водоемы, горы, степи, деревья. Эта вселенская динамика поддерживается контрастом красок, экспрессией цветовых созвучий. Колорит его работ в одной стороны – натурный, с другой – каждый цвет максимально выразительный, взятый в полную силу, он звучит как крещендо даже в камерных произведениях.
Для творчества Твердохлебова характерны картины – серии, он пишет их на пленэре, внимательно наблюдая за натурой, поэтому в них с одной стороны, убедительность непосредственного впечатления, а с другой – символизм, философское, поэтическое преломление. Природные мотивы преображаются в бытийные образы, обретают почти библейский звучание.
Изображая мир природы, художник всегда рассказывает нам про человека. Поэтому в его пейзажах – следы присутствия человеческой жизни – домики, юрты, дороги, хижины. Не случайно, образ дороги – такой частый и любимый. Он и сам был путешественник, непоседа, которому всегда было интересно узнать, что там, за горизонтом, за повтором, куда ведет эта тропинка? Непреодолимая жажда увидеть и узнать новое – эта сила вдохновляет и ведет всех творческих людей. Это она помогала преодолеть сомнение в себе Христофору Колумбу, это она направляла руку и взгляд художника Твердохлебова, дарила ему надежду, свободу, веру в себя, оптимизм и устремленность в будущее.
Каждый пейзаж Владимира Сергеевича – выражение душевного волнения, переживание восторга от бесконечной и разнообразной красоты природы. Каждый мазок подвижный, поверхность холста фактурная, волнующаяся. Линии мягкие, плавные, текучие. Все в его пейзажах – про спокойствие и гармонию.
Знакомые и любимые места предстают в сказочном, волшебном, преображенном виде. Образ Казахстана – это образ своей горячо любимой родины. Но художник и вообще любит мир, любит людей, любит природу, открывает ее для нас.
Станковая живопись мастера совсем другая. Не случайно любимый его жанр – пейзаж. Именно образы природы стали для художника дневником личных переживаний. В них ярче, глубже, полнее всего проявилась его горячая любовь к жизни, весь его творческий темперамент Сильное, глубокое, вдохновенное переживание гармонии природы, как ренессансного универсума, проявилось в его пейзажной живописи.
Владимир Сергеевич – человек полный внутреннего света, умиротворенности. Его радостное оптимистичное восприятие жизни проявляется в композиционном строе, в колорите его работ. Он откликается на красоту природы и человека, понимает мир, как пространство счастья и свободы. Именно про свободу, про радость жизни, про счастье быть человеком (единственным во всей вселенной, который может оценить масштаб работы Создателя и выразить ее красоту), его живописные пейзажи. В его пейзажах мы видим мир глазами первооткрывателя, восхищенно взирающего на все, к чему мы привыкли и перестали удивляться (трава, небо и вода, солнечный свет, ветер, цветы, краски времен года, ветви и кроны деревьев, бесконечное пространство гор и степей). Да и мир в его картинах как бы первозданный, только что возникший, новенький. Может быть такой, каким должен быть
Не случайно любимый формат полотен – квадрат. Символически эта фигура означает четыре стороны света, но еще – она выражает баланс, умиротворенность, спокойствие, созерцательность. Это образ мира устойчивого, гармоничного, находящегося в равновесии.
Композиционная уравновешенность внешней квадратной формы холста внутри заполняется бурным движением линий, мазков, планов. Как будто вся энергия жизни, рождение всех стихий природы возникает прямо сейчас, на наших глазах: воздух, водоемы, горы, степи, деревья. Эта вселенская динамика поддерживается контрастом красок, экспрессией цветовых созвучий. Колорит его работ в одной стороны – натурный, с другой – каждый цвет максимально выразительный, взятый в полную силу, он звучит как крещендо даже в камерных произведениях.
Для творчества Твердохлебова характерны картины – серии, он пишет их на пленэре, внимательно наблюдая за натурой, поэтому в них с одной стороны, убедительность непосредственного впечатления, а с другой – символизм, философское, поэтическое преломление. Природные мотивы преображаются в бытийные образы, обретают почти библейский звучание.
Изображая мир природы, художник всегда рассказывает нам про человека. Поэтому в его пейзажах – следы присутствия человеческой жизни – домики, юрты, дороги, хижины. Не случайно, образ дороги – такой частый и любимый. Он и сам был путешественник, непоседа, которому всегда было интересно узнать, что там, за горизонтом, за повтором, куда ведет эта тропинка? Непреодолимая жажда увидеть и узнать новое – эта сила вдохновляет и ведет всех творческих людей. Это она помогала преодолеть сомнение в себе Христофору Колумбу, это она направляла руку и взгляд художника Твердохлебова, дарила ему надежду, свободу, веру в себя, оптимизм и устремленность в будущее.
Каждый пейзаж Владимира Сергеевича – выражение душевного волнения, переживание восторга от бесконечной и разнообразной красоты природы. Каждый мазок подвижный, поверхность холста фактурная, волнующаяся. Линии мягкие, плавные, текучие. Все в его пейзажах – про спокойствие и гармонию.
Знакомые и любимые места предстают в сказочном, волшебном, преображенном виде. Образ Казахстана – это образ своей горячо любимой родины. Но художник и вообще любит мир, любит людей, любит природу, открывает ее для нас.
«Лето на джайляу реки Или» - один из самых красивых пейзажей про Казахстан. Для кочевника мир не заканчивается пределами юрты, а только начинается с него. В философии номадов пространство природы – это и есть дом. В котором небо – крыша-купол мира человеческого. В этом пейзаже столько свободы и умиротворенности, и гармонии, органичной соединенности человека и природы. И цвет – приглушенный, наблюдаемый с натуры. Первый план прописан тонально легче, он как бы расфокусирован. А горы на дальнем плане – написаны плотно. Мир людей – эфемерный. Он прилагается к этой вечности. Но - так уютно людям-кочевникам в этом мире. Для них природа никогда не бывает «дикой». Она архетипически мыслится как свое родное пространство. Под вечным небом Тенгри. Философский смысл этого произведения. Просто удивительно, как в небольшом натурном этюде художнику удается передать главное, глубинное, существенное. Он приехал в Казахстан, встретил здесь свою любовь и свою судьбу. И для него традиционная национальная культура была не просто фоном, но – содержанием его жизни.
![](https://static.tildacdn.com/tild3462-6162-4166-b435-373462656562/2.png)
«Осень в алматинских предгорьях» (1994) - очень узнаваемый алматинский пейзаж. Дорога, уходящая в неизвестность, но неизменно ввысь, к вершинам гор. Осень чаще других времен года встречается в живописи Твердохлебова. В нашей алматинской осени всегда много красок – изобилие и роскошь цвета, солнца. Здесь – симфония золотых и голубых оттенков. Голубой – цвет далей, цвет свободы. Золотой – сияющий, светоносный. Осень в живописи Твердохлебова – волшебная пора, когда природа преображается, становится праздничной, нарядной. Когда каждый куст – становится сам себе источником света.
Во все периоды своего творчества художник бесконечно экспериментирует. Примеряет разные форматы, пробует разные изобразительные методы. Но всегда побеждает его экспрессия, в которой – темперамент личности Художника. Потому и цвет листвы осенних деревьев – горячий. «Осень в алматинских предгорьях» - этот пейзаж полон напряжения, победы жизни над смертью. Вспыхивающие костром кроны осенних деревьев – как невозможность зимы – смерти-забвения.
Во все периоды своего творчества художник бесконечно экспериментирует. Примеряет разные форматы, пробует разные изобразительные методы. Но всегда побеждает его экспрессия, в которой – темперамент личности Художника. Потому и цвет листвы осенних деревьев – горячий. «Осень в алматинских предгорьях» - этот пейзаж полон напряжения, победы жизни над смертью. Вспыхивающие костром кроны осенних деревьев – как невозможность зимы – смерти-забвения.
![](https://static.tildacdn.com/tild6433-6263-4936-a364-303463356164/3.png)
![](https://static.tildacdn.com/tild6662-3035-4761-a236-386637366135/41.png)
«Цветущая пустыня». Хотя осень встречается чаще, но и весна в живописи Твердохлебова – запоминающаяся, яркая, быстрая, стремительная. Композиция картины подвижная. Легкое прозрачное небо и земля - летучие субстанции. Степь и даже пустыня весной преображаются. Все здесь наполняется жизнь, торопится жить. И даже верблюжьи колючки становятся почти розами. А цветущий куст тамариска –вообще из райского сада. В этой работе зритель ощущает горячий степной ветер.
Какую бы тему, какой бы сюжет не писал художник, у него всегда получается про радость жизни, про наслаждение чувствовать, видеть и быть причастным к этому прекрасному миру. Я не была с ним знакома лично, но в каждой его картине я вижу мир его глазами, и понимаю, каким оптимистом, эпикурейцем был Владимир Твердохлебов. Воспринимал жизнь – как величайший дар и счастье.
Какую бы тему, какой бы сюжет не писал художник, у него всегда получается про радость жизни, про наслаждение чувствовать, видеть и быть причастным к этому прекрасному миру. Я не была с ним знакома лично, но в каждой его картине я вижу мир его глазами, и понимаю, каким оптимистом, эпикурейцем был Владимир Твердохлебов. Воспринимал жизнь – как величайший дар и счастье.
![](https://static.tildacdn.com/tild3532-3239-4431-b830-326364376565/5.png)
![](https://static.tildacdn.com/tild3163-3139-4638-b230-643966363439/6.png)
В поздних работах колорит и образы усложняются. Пространство разворачивается как мироздание на ладонях художника. Возникают сложные эмоции и смыслы. В этом пейзаже «В предгорьях Тянь-Шаня-2» – символическое ощущение грандиозности пространства мира природы, его бесконечности во времени. И все-таки любой пейзаж художника – про человека. Не про внешний мир, а про внутренние чувства и переживания. Как это трудно – быть человеком. Как это прекрасно – быть человеком. Ничего нет интереснее, чем быть человеком, а среди людей ничего нет интереснее, чем быть художником. Потому что только он один во всей вселенной может оценить ее масштаб и выразить ее красоту.
![](https://static.tildacdn.com/tild3632-6533-4361-a461-303563316361/7.png)
Художник часто применяет верхний ракурс. Как будто кто-то с неба смотрит на всю эту красоту и улыбается. «Атжарский перевал-2 Аксайская долина» Как в капле росы отражается вся гармония мира, так в маленьком и быстром этюде может быть заключен и сконцентрирован избыток чувств, восторг, восхищение моментом, который вот-вот исчезнет, и который остановить, запечатлеть может только художник.
![](https://static.tildacdn.com/tild3339-6234-4831-b462-643335343937/8.png)
![](https://static.tildacdn.com/tild3266-6431-4230-a435-623761313838/81.png)
«Озеро Балхаш» Только тот, кто был в Балхаше и видел его своими глазами, сразу узнает свет и цвет этого места. Удивительное соединение синевы и охры. Воды реки Или и цвет многолетних древних зарослей камышей. Балхаш задумчивый и загадочный. В графической лаконичности полотна - отражения. Мир верхний, небесный и наш, земной, отражаются друг в друге.
![](https://static.tildacdn.com/tild3563-6261-4863-b262-353134646566/9.png)
«Цветущая пустыня. Балхаш» Весна в пустыне – стремительная и прекрасная. На короткое время все здесь приходит в движение, это движение новых жизненных соков. Художник выражает это, композиционно и колористически, сообщая монолитным барханам неожиданную игривость и подвижность.
![](https://static.tildacdn.com/tild3163-6531-4264-a437-386631633937/10.png)
«Поющие дюны. Казахстан». Небо темнее и тяжелее земли. Поющий бархан – реальное место на реке Или возле Алматы. Но здесь его образ тревожный. Безжизненность пространства, сухие корни саксаула – про вселенское одиночество.
![](https://static.tildacdn.com/tild6534-3966-4934-b031-373564383435/11.png)
«Перед грозой в долине реки Или. Казахстан» Напряжение, страх и восторг одновременно. Такие сложные цветовые и световые отношения нельзя придумать. Их можно только увидеть, если уметь наблюдать природу. Гроза – как состояние, как переживание.
![](https://static.tildacdn.com/tild3034-6439-4233-a330-623665356664/12.png)
![](https://static.tildacdn.com/tild6331-3839-4830-b365-623162383739/13.png)
«Домик на Иссык-Куле» Одинокий белый домик на холме – центр композиции. Небо и земля уравновешенны и равны друг другу. Линия горизонта круглая, деревья и трава танцуют от ветра и от избытка чувств. Нарядные контрастные насыщенные краски, энергичные линии и плоскости.
![](https://static.tildacdn.com/tild6537-3435-4631-b163-333466353334/14.png)
![](https://static.tildacdn.com/tild3365-3934-4431-b262-616535636433/16.png)
Классический узнаваемый природный мотив Центральной Азии «В предгорьях Тянь-Шаня. Кыргызстан» Вертикали тополей соединяют небо и землю. Степь на горизонте заканчивается голубой полоской воды, за которой высятся вершины гор. И все пространство – как на ладони.
![](https://static.tildacdn.com/tild6437-6235-4034-b437-663263623763/99999.png)
«Быстрая вода. Тюпский залив». Один из самых любимых моих пейзажей Владимира Сергеевича. Символические очертания круга как выражение гармонии Вселенной здесь находятся внутри квадратного формата. Волнующиеся, кружащиеся краски вод и небес – созвучны другу, соединяются в общем космическом танце. Это умение настоящего мастера – в простом выразить сложное, бесконечное.
![](https://static.tildacdn.com/tild6332-3666-4837-b334-633938366338/17.png)
«Лазурный Иссык-Куль-3. Кыргызстан. 1995». Твердохлебов скорее экспрессионист, чем импрессионист. Ему нравится не просто фиксировать натуру, но интерпретировать ее, превращать в символ, в знак. Но в этом этюде художник остановил мгновение, такое краткое и прекрасное. Свет солнца, пробившийся сквозь тучу. Еще секунда, и он исчезнет. Но художник умеет остановить время.
До тех пор, пока есть в нашем мире художники – у нас есть надежда. Потому что только они могут выразить главные смыслы времени и мира человека. Помогут сохранить умиротворенность, безмятежность в самые безнадежные времена. Они - как спасительные маяки в сумраке, свет которых никогда не погаснет.
До тех пор, пока есть в нашем мире художники – у нас есть надежда. Потому что только они могут выразить главные смыслы времени и мира человека. Помогут сохранить умиротворенность, безмятежность в самые безнадежные времена. Они - как спасительные маяки в сумраке, свет которых никогда не погаснет.
![](https://static.tildacdn.com/tild3564-3734-4432-a439-323032363430/18.png)