Журнал об искусстве

Поэзия гор и степей в пейзажах Твердохлебова

Автор: Ольга Батурина
Монументальное искусство Казахстана имеет интересную историю, полную ярких имен, открытий и достижений. Этот вид искусства начинается в середине ХХ века и свой расцвет переживает в советское время. Творчество Владимира Сергеевича Твердохлебова, основателя казахской монументальной школы – неповторимое явление нашего искусства, золотой фонд не только казахского, но и советского искусства. Его выдающийся талант проявился во всех видах изобразительного искусства: живопись, гобелены, фрески, мозаики, витражи, рельефы, плакаты. Но сейчас я хочу рассказать про станковую живопись Владимира Твердохлебова разных периодов.
Его камерная живопись – это чаще всего пейзажи, натурные, пленерные, полные ярких эмоций, живые и непосредственные образы природы Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана. Он был непоседа и путешественник, любил жизнь и людей, любил открывать новое. И потому даже в пожилом возрасте сохранял этот жизненный азарт, восхищенный взгляд на мир, и жажду узнать, что там – за горизонтом. Монументальное искусство Твердохлебова развернуто в историческом дискурсе и обращено к национальному контексту. Темы его монументальных мозаик – эпические, в них визуализируется культурный код и архетипы национального сознания. Сюжеты, образы и масштаб работ соответствовали духу времени советского периода, но сохраняют актуальность и в наше время.

Станковая живопись мастера совсем другая. Не случайно любимый его жанр – пейзаж. Именно образы природы стали для художника дневником личных переживаний. В них ярче, глубже, полнее всего проявилась его горячая любовь к жизни, весь его творческий темперамент Сильное, глубокое, вдохновенное переживание гармонии природы, как ренессансного универсума, проявилось в его пейзажной живописи.

Владимир Сергеевич – человек полный внутреннего света, умиротворенности. Его радостное оптимистичное восприятие жизни проявляется в композиционном строе, в колорите его работ. Он откликается на красоту природы и человека, понимает мир, как пространство счастья и свободы. Именно про свободу, про радость жизни, про счастье быть человеком (единственным во всей вселенной, который может оценить масштаб работы Создателя и выразить ее красоту), его живописные пейзажи. В его пейзажах мы видим мир глазами первооткрывателя, восхищенно взирающего на все, к чему мы привыкли и перестали удивляться (трава, небо и вода, солнечный свет, ветер, цветы, краски времен года, ветви и кроны деревьев, бесконечное пространство гор и степей). Да и мир в его картинах как бы первозданный, только что возникший, новенький. Может быть такой, каким должен быть

Не случайно любимый формат полотен – квадрат. Символически эта фигура означает четыре стороны света, но еще – она выражает баланс, умиротворенность, спокойствие, созерцательность. Это образ мира устойчивого, гармоничного, находящегося в равновесии.

Композиционная уравновешенность внешней квадратной формы холста внутри заполняется бурным движением линий, мазков, планов. Как будто вся энергия жизни, рождение всех стихий природы возникает прямо сейчас, на наших глазах: воздух, водоемы, горы, степи, деревья. Эта вселенская динамика поддерживается контрастом красок, экспрессией цветовых созвучий. Колорит его работ в одной стороны – натурный, с другой – каждый цвет максимально выразительный, взятый в полную силу, он звучит как крещендо даже в камерных произведениях.

Для творчества Твердохлебова характерны картины – серии, он пишет их на пленэре, внимательно наблюдая за натурой, поэтому в них с одной стороны, убедительность непосредственного впечатления, а с другой – символизм, философское, поэтическое преломление. Природные мотивы преображаются в бытийные образы, обретают почти библейский звучание.

Изображая мир природы, художник всегда рассказывает нам про человека. Поэтому в его пейзажах – следы присутствия человеческой жизни – домики, юрты, дороги, хижины. Не случайно, образ дороги – такой частый и любимый. Он и сам был путешественник, непоседа, которому всегда было интересно узнать, что там, за горизонтом, за повтором, куда ведет эта тропинка? Непреодолимая жажда увидеть и узнать новое – эта сила вдохновляет и ведет всех творческих людей. Это она помогала преодолеть сомнение в себе Христофору Колумбу, это она направляла руку и взгляд художника Твердохлебова, дарила ему надежду, свободу, веру в себя, оптимизм и устремленность в будущее.

Каждый пейзаж Владимира Сергеевича – выражение душевного волнения, переживание восторга от бесконечной и разнообразной красоты природы. Каждый мазок подвижный, поверхность холста фактурная, волнующаяся. Линии мягкие, плавные, текучие. Все в его пейзажах – про спокойствие и гармонию.

Знакомые и любимые места предстают в сказочном, волшебном, преображенном виде. Образ Казахстана – это образ своей горячо любимой родины. Но художник и вообще любит мир, любит людей, любит природу, открывает ее для нас.
«Лето на джайляу реки Или» - один из самых красивых пейзажей про Казахстан. Для кочевника мир не заканчивается пределами юрты, а только начинается с него. В философии номадов пространство природы – это и есть дом. В котором небо – крыша-купол мира человеческого. В этом пейзаже столько свободы и умиротворенности, и гармонии, органичной соединенности человека и природы. И цвет – приглушенный, наблюдаемый с натуры. Первый план прописан тонально легче, он как бы расфокусирован. А горы на дальнем плане – написаны плотно. Мир людей – эфемерный. Он прилагается к этой вечности. Но - так уютно людям-кочевникам в этом мире. Для них природа никогда не бывает «дикой». Она архетипически мыслится как свое родное пространство. Под вечным небом Тенгри. Философский смысл этого произведения. Просто удивительно, как в небольшом натурном этюде художнику удается передать главное, глубинное, существенное. Он приехал в Казахстан, встретил здесь свою любовь и свою судьбу. И для него традиционная национальная культура была не просто фоном, но – содержанием его жизни.
«Осень в алматинских предгорьях» (1994) - очень узнаваемый алматинский пейзаж. Дорога, уходящая в неизвестность, но неизменно ввысь, к вершинам гор. Осень чаще других времен года встречается в живописи Твердохлебова. В нашей алматинской осени всегда много красок – изобилие и роскошь цвета, солнца. Здесь – симфония золотых и голубых оттенков. Голубой – цвет далей, цвет свободы. Золотой – сияющий, светоносный. Осень в живописи Твердохлебова – волшебная пора, когда природа преображается, становится праздничной, нарядной. Когда каждый куст – становится сам себе источником света.

Во все периоды своего творчества художник бесконечно экспериментирует. Примеряет разные форматы, пробует разные изобразительные методы. Но всегда побеждает его экспрессия, в которой – темперамент личности Художника. Потому и цвет листвы осенних деревьев – горячий. «Осень в алматинских предгорьях» - этот пейзаж полон напряжения, победы жизни над смертью. Вспыхивающие костром кроны осенних деревьев – как невозможность зимы – смерти-забвения.
«Цветущая пустыня». Хотя осень встречается чаще, но и весна в живописи Твердохлебова – запоминающаяся, яркая, быстрая, стремительная. Композиция картины подвижная. Легкое прозрачное небо и земля - летучие субстанции. Степь и даже пустыня весной преображаются. Все здесь наполняется жизнь, торопится жить. И даже верблюжьи колючки становятся почти розами. А цветущий куст тамариска –вообще из райского сада. В этой работе зритель ощущает горячий степной ветер.

Какую бы тему, какой бы сюжет не писал художник, у него всегда получается про радость жизни, про наслаждение чувствовать, видеть и быть причастным к этому прекрасному миру. Я не была с ним знакома лично, но в каждой его картине я вижу мир его глазами, и понимаю, каким оптимистом, эпикурейцем был Владимир Твердохлебов. Воспринимал жизнь – как величайший дар и счастье.
В поздних работах колорит и образы усложняются. Пространство разворачивается как мироздание на ладонях художника. Возникают сложные эмоции и смыслы. В этом пейзаже «В предгорьях Тянь-Шаня-2» – символическое ощущение грандиозности пространства мира природы, его бесконечности во времени. И все-таки любой пейзаж художника – про человека. Не про внешний мир, а про внутренние чувства и переживания. Как это трудно – быть человеком. Как это прекрасно – быть человеком. Ничего нет интереснее, чем быть человеком, а среди людей ничего нет интереснее, чем быть художником. Потому что только он один во всей вселенной может оценить ее масштаб и выразить ее красоту.
Художник часто применяет верхний ракурс. Как будто кто-то с неба смотрит на всю эту красоту и улыбается. «Атжарский перевал-2 Аксайская долина» Как в капле росы отражается вся гармония мира, так в маленьком и быстром этюде может быть заключен и сконцентрирован избыток чувств, восторг, восхищение моментом, который вот-вот исчезнет, и который остановить, запечатлеть может только художник.
«Озеро Балхаш» Только тот, кто был в Балхаше и видел его своими глазами, сразу узнает свет и цвет этого места. Удивительное соединение синевы и охры. Воды реки Или и цвет многолетних древних зарослей камышей. Балхаш задумчивый и загадочный. В графической лаконичности полотна - отражения. Мир верхний, небесный и наш, земной, отражаются друг в друге.
«Цветущая пустыня. Балхаш» Весна в пустыне – стремительная и прекрасная. На короткое время все здесь приходит в движение, это движение новых жизненных соков. Художник выражает это, композиционно и колористически, сообщая монолитным барханам неожиданную игривость и подвижность.
«Поющие дюны. Казахстан». Небо темнее и тяжелее земли. Поющий бархан – реальное место на реке Или возле Алматы. Но здесь его образ тревожный. Безжизненность пространства, сухие корни саксаула – про вселенское одиночество.
«Перед грозой в долине реки Или. Казахстан» Напряжение, страх и восторг одновременно. Такие сложные цветовые и световые отношения нельзя придумать. Их можно только увидеть, если уметь наблюдать природу. Гроза – как состояние, как переживание.
«Домик на Иссык-Куле» Одинокий белый домик на холме – центр композиции. Небо и земля уравновешенны и равны друг другу. Линия горизонта круглая, деревья и трава танцуют от ветра и от избытка чувств. Нарядные контрастные насыщенные краски, энергичные линии и плоскости.
Классический узнаваемый природный мотив Центральной Азии «В предгорьях Тянь-Шаня. Кыргызстан» Вертикали тополей соединяют небо и землю. Степь на горизонте заканчивается голубой полоской воды, за которой высятся вершины гор. И все пространство – как на ладони.
«Быстрая вода. Тюпский залив». Один из самых любимых моих пейзажей Владимира Сергеевича. Символические очертания круга как выражение гармонии Вселенной здесь находятся внутри квадратного формата. Волнующиеся, кружащиеся краски вод и небес – созвучны другу, соединяются в общем космическом танце. Это умение настоящего мастера – в простом выразить сложное, бесконечное.
«Лазурный Иссык-Куль-3. Кыргызстан. 1995». Твердохлебов скорее экспрессионист, чем импрессионист. Ему нравится не просто фиксировать натуру, но интерпретировать ее, превращать в символ, в знак. Но в этом этюде художник остановил мгновение, такое краткое и прекрасное. Свет солнца, пробившийся сквозь тучу. Еще секунда, и он исчезнет. Но художник умеет остановить время.

До тех пор, пока есть в нашем мире художники – у нас есть надежда. Потому что только они могут выразить главные смыслы времени и мира человека. Помогут сохранить умиротворенность, безмятежность в самые безнадежные времена. Они - как спасительные маяки в сумраке, свет которых никогда не погаснет.
Актуальные выставки