Подделки в истории искусства – когда впервые стали задумываться о подлинности художественных произведений? Разбираемся вместе с Forte Bank
С древних времен для выполнения религиозных обрядов люди использовали различные статуэтки и священные предметы. И из-за того, что они изготавливались кропотливым трудом из редких материалов, и потому, что их использовали в священнодействии, те стоили крайне дорого. Естественно, нашлись умельцы, которые удешевили производство и начали выпускать подделки на широкий спрос.
Ярчайший пример – наследие Древней Греции. До нас дошло минимальное количество оригинальных работ того периода, зато сколько угодно много Римских копий, причем многие из них богатые патриции покупали как якобы подлинные греческие статуи.
![](https://static.tildacdn.com/tild6539-3931-4865-b361-313438393766/1___.jpg)
Утвердившееся христианство установило нерушимые каноны создания произведений искусства и породило новый – и странноватый – вид подделок: мощи святых. Самым знаменитым примером из этой серии является Туринская плащаница, ведь долгое время считалось, что эта реликвия — то самое полотно, в которое Иосиф из Аримафеи завернул тело Иисуса Христа после его страданий на кресте.
![](https://static.tildacdn.com/tild6633-6665-4430-a364-646630653039/3____-____.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6263-6535-4131-a530-353665636161/4__.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3464-6665-4530-a533-643838376639/5_.jpg)
Во времена колонизации Востока мода сменилась и подделывать начали уже Китайские и Японские изделия. Это было совсем не сложно: спрос был огромный, настоящих предметов и возможности их увидеть вживую крайне мало, поэтому в какой-то момент даже появился «поддельный» стиль в искусстве – Шинуазри. Это французское восприятие китайской эстетики, которое превращали в псевдо-китайские же предметы типа комодов или ширм.
Вопрос даже не в том, зачем подделывают предметы искусства – это вполне очевидно, а как отличить подделку от оригинала? Сейчас для этого есть современные научные технологии, позволяющие определить почти точный год создания работы. А дальше уже задача искусствоведа найти исторические документы, подтверждающие авторство, и определить уникальный художественный почерк создателя. Правда, были и такие случаи, когда оригинал принимали за копию – но об этом в другой раз.
Вопрос даже не в том, зачем подделывают предметы искусства – это вполне очевидно, а как отличить подделку от оригинала? Сейчас для этого есть современные научные технологии, позволяющие определить почти точный год создания работы. А дальше уже задача искусствоведа найти исторические документы, подтверждающие авторство, и определить уникальный художественный почерк создателя. Правда, были и такие случаи, когда оригинал принимали за копию – но об этом в другой раз.
![](https://static.tildacdn.com/tild3066-6362-4533-b039-363631623263/2_.jpg)