Журнал об искусстве

Когда впервые стали задумываться о подлинности художественных произведений?

Подделки в истории искусства – когда впервые стали задумываться о подлинности художественных произведений? Разбираемся вместе с Forte Bank

С древних времен для выполнения религиозных обрядов люди использовали различные статуэтки и священные предметы. И из-за того, что они изготавливались кропотливым трудом из редких материалов, и потому, что их использовали в священнодействии, те стоили крайне дорого. Естественно, нашлись умельцы, которые удешевили производство и начали выпускать подделки на широкий спрос.
Ярчайший пример – наследие Древней Греции. До нас дошло минимальное количество оригинальных работ того периода, зато сколько угодно много Римских копий, причем многие из них богатые патриции покупали как якобы подлинные греческие статуи.
Утвердившееся христианство установило нерушимые каноны создания произведений искусства и породило новый – и странноватый – вид подделок: мощи святых. Самым знаменитым примером из этой серии является Туринская плащаница, ведь долгое время считалось, что эта реликвия — то самое полотно, в которое Иосиф из Аримафеи завернул тело Иисуса Христа после его страданий на кресте.
Во времена колонизации Востока мода сменилась и подделывать начали уже Китайские и Японские изделия. Это было совсем не сложно: спрос был огромный, настоящих предметов и возможности их увидеть вживую крайне мало, поэтому в какой-то момент даже появился «поддельный» стиль в искусстве – Шинуазри. Это французское восприятие китайской эстетики, которое превращали в псевдо-китайские же предметы типа комодов или ширм.

Вопрос даже не в том, зачем подделывают предметы искусства – это вполне очевидно, а как отличить подделку от оригинала? Сейчас для этого есть современные научные технологии, позволяющие определить почти точный год создания работы. А дальше уже задача искусствоведа найти исторические документы, подтверждающие авторство, и определить уникальный художественный почерк создателя. Правда, были и такие случаи, когда оригинал принимали за копию – но об этом в другой раз.
ИскусствоКакАктив