Автор текста: Томирис Баймуратова
Фото: Александр Тимашков
Фото: Александр Тимашков
Дизайн-код — это набор определенных правил, рекомендаций и требований, следование которым формируют аутентичную эстетику и бренд города. Он касается общего архитектурного стиля города и рекомендаций по ремонтным работам. А также ландшафтного дизайна, стрит-арта, оформления и размещения рекламных плакатов.
«Дизайн-код города Алматы формируется самим городом, а не узкой группой специалистов. И это не только свод правил, но и завуалированная информация, которую мы неосознанно считываем» - говорит Дмитрий Иванов, куратор-профессор общественного фонда CreAlmaty.
Разные периоды и эпохи оставляют на городах свои отпечатки и закладывают свои смыслы и атмосферу. Советский город Алма-Ата нес в себе смыслы, заложенные непосредственно тем временем. Во многом — идеологические смыслы.
«Наследие советских городов требуют пересмотра, переосмысления, с опиранием на современные смыслы и цели», говорит Дмитрий.
Основная цель команды — создание максимально комфортной и качественной материальной среды, которая могла бы заключать в себе дух современного города
Автором данной концепции дизайн-кода можно назвать урбаниста Святослава Мурунова. Он является членом Градсовета и консультантом НИИ Генплан Алматы. Святослав Мурунов известен созданием авторской методологии «Сетевая модель города». Концепция предполагает работу над дизайн-кодом как над большим городским проектом с новыми подходами в градостроительной политике и широким вовлечением экспертов.
Особенность разработки данной модели дизайн-кода — это акцент на широком диалоге с общественностью.
Особенность разработки данной модели дизайн-кода — это акцент на широком диалоге с общественностью.
С целью вовлечения общественности в работу над проектом в течение последнего месяца CreAlmaty проводили семинары и воркшопы для членов различных сообществ Алматы. Воркшопы проводились на такие темы, как обозначение городских пространств, городские знаки, навигация и ориентирование в городе, современные тренды и традиции Алматы.
Среди приглашенных были краеведы, дизайнеры, лингвисты, студенты, искусствоведы, градостроители, художники. И этот шаг является первой ступенью в реализации большой работы над дизайн-кодом. Который, все же, еще нельзя назвать официальным запуском работы.
Всего Сrealmaty провело 15 воркшопов и проектных семинаров в пространстве QLab. Вся работа была направлена на то, чтобы сформулировать запрос, который впоследствии ляжет в основу разработки первых версий дизайн-кода
На семинарах поступило множество предложений и пилотных проектов. К примеру, рассматривалась идея указывать на всех перекрестках названия пересекающихся улиц – и таким образом сделать акцент на алматинской особенности ориентироваться в городе не по номерам домов, а по перекресткам. Помимо этого поднимался вопрос о названиях улиц, в частности о том, почему в Алматы так мало улиц названо в честь женщин, а даже если улица носит женское имя, то по умолчанию ее всё равно «омужествляют» - например, говорят Байсеитова, вместо правильного – Байсеитовой. Были услышаны все претензии и комментарии, начиная от сокращений в названиях улиц, до открытых витрин и неэстетичных, аляписто висящих на каждом углу надписей «ломбард».
На семинарах также нашлись рабочие группы, готовые к реализации некоторых пилотных проектов. Сейчас у Сrealmaty есть база данных из 137 экспертов и лидеров мнений, которые участвовали на проектных семинарах и которые готовы идти на сотрудничество.
Что касается отчетов по проектным семинарам, то в настоящий момент они находятся на стадии оформления. На основе этих данных команда дизайнеров будет формулировать первый визуальный ряд, который будет отражать первоначально выявленный запрос и дальнейшее развитие дизайн-кода.
На данном этапе самое важное для проекта — это привлечь как можно больше экспертов в работу. Потому что именно от вовлеченности и заинтересованности общественности будет зависеть дальнейший успех проекта. Чтобы привлечь специалистов, в частности специалистов в области дизайна, Сrealmaty при поддержке акимата Алматы и НИИ Генплана объявили конкурс-исследование «Стиль района».
Дизайнерам предлагается провести исследование своего вернакулярного* района и разработать уникальный мерч, который будет отражать его особенности и атмосферу. Под мерчем подразумеваются футболки, кепки, корпе, сумки и т.п. Этот конкурс создан для того, чтобы обнаружить и раскрыть уникальные черты районов Алматы с помощью исследований и творческой работы. Талантливых дизайнеров и архитекторов пригласят присоединиться к команде Сrealmaty. А особенно интересные мерчи по венакулярному району получат финансирование и будут изготовлены небольшими партиями.
*Вернакулярный район формируется за счет деления города на небольшие территориальные единицы без четких границ. Каждый такой район имеет свой уникальный характер, особенности и предполагает свое специфическое название. Сейчас в Алматы через «Анкету горожанина» определено 252 таких района. На данный момент анкету заполнили 13 000 человек, в планах собрать 20 000 анкет – 1% от населения города.
Заполнить анкету можно здесь
Карту веннакулярных районов можно найти на сайте designcodealmaty.kz
Crealmaty планирует организовать общегородские проектные семинары, чтобы в формирование фундамента дизайн-кода внесли свою лепту неравнодушные жители и гости города. Это поможет создать свод правил, который будет отражать желания и идеи Алматинцев. Точных сроков по разработке дизайн-кода пока нет. Он будет формироваться благодаря постепенному запуску одобряемых пилотных проектов.
История создания общественного фонда Сrealmaty началась в ноябре прошлого года во время Creative Week, которая проходила в пространстве QLab. Тогда были подняты вопросы о формировании городских сообществ и креативных индустрий, связанных с городом, городской проблематикой и урбанистикой. Запуск Сrealmaty произошел после 3-дневного воркшопа «Формирование креативного кластера» по запросу НИИ Генплан Алматы
Crealmaty — это открытое сообщество для представителей разных креативных индустрий и активных граждан, желающих освоить новую деятельность. Они регулярно проводят кинопоказы под открытым небом и творческие мастер-классы.