Эти темы подойдут тем, кто хочет: ‣ изучить всю историю искусства: тогда мы рекомендуем начинать с первой темы и двигаться в хронологической последовательности ‣ или же вспомнить своих любимых художников и периоды: тогда можно выбирать любые темы в любой последовательности
В этот концентрированный курс вошли самые важные и интересные темы, а полный курс лекций есть в On-line формате: смотрите с любого устройства, в любое время, самостоятельно или вместе с близкими. Доступ навсегда!
Расписание
Искусство Барокко требует постоянного и бесконечного восхищения. Оно завораживает, волнует, возмущает, пугает, увлекает, шокирует.
Всю эту сложнейшую эмоциональную напряженность, масштабность, патетику, многозначность и изменчивость мы встретим в работах Бернини и Караваджо, скульптора и живописца, бесноватых любимцах Рима.
Художник – тот, кто может поразить воображение зрителя, иногда даже с помощью запрещенных приемов.
Бернини – тот, кто превращает мрамор в воск. Караваджо – художник, радикально изменивший свет и пространство в картине, а вместе с этим представления об искусстве живописи.
О двух этих гениях, их непростых характерах и гениальных работах, заказчиках и соперниках поговорим на лекции.
Традиционная живопись Китая символична и иносказательна. Если мы привыкли рассматривать картины европейских мастеров, то работы китайских мастеров надо читать. Тем более, что в Китае живопись и каллиграфия очень близки: там любой художник это каллиграф, а любой каллиграф — художник. В обоих случаях используется линейный способ письма, одинаковые материалы и инструменты: кисть, мягкая пористая бумага из бамбукового или конопляного волокна, тушь и минеральные и растительные краски вроде акварели.
Большая обзорная лекция обо всех стилях европейского искусства будет полезна и тем, кто с искусством уже давно и неразрывно связан, и тем, кто к нему прикасается впервые: мы посмотрим сразу на все стили, поймем, как идеи произрастали одна из другой!
Стилями в искусстве принято называть направления, которые затрагивают все виды искусств - архитектуру, живопись, декоративно-прикладное искусство, моду, театр, музыку.
Стили, которые мы разберем на лекции: Романский — Готика — Ренессанс — Барокко — Классицизм — Рококо — Романтизм — Модерн
Что человечество открыло в Ренессансе? Было ли место романтике в Романтизме? Почему Модерн — это последний большой стиль в искусстве? Мы постараемся понять особенности каждого стиля и познакомимся с их главными творцами и знаковыми шедеврами.
Сандро Боттичелли был певцом Любви и Весны, желавшим восславить не только красоту человека, но и его великое предназначение. В живописи он видел смысл жизни — как своей, так и вообще.
Леонардо да Винчи с помощью живописи смог передать чувства и мысли так, чтобы они звучали актуальными вне времени, были понятны, но оставались загадкой. Живопись для него была ремеслом, требующим не столько фантазии, сколько наблюдательности и технических навыков.
Два гения, два Титана Ренессанса, две противоположности — и их двоих вполне хватит для Вечности. Поговорим про них подробнее на лекции.
Микеланджело стал легендой при жизни. Он известен как прекрасный скульптор, умевший в мельчайших подробностях воссоздать человеческое тело в мраморе — и еще как автор Сикситинской капеллы, монументального живописного произведения в сердце католической веры. При этом живопись он не любил, а Папе Римскому то и дело хамил.
Рафаэль тоже трудился над Сикстинской капеллой: создал десять эскизов (до нас дошли семь) для гобеленов, которые потом предполагалось вывешивать в дни особых торжеств. Рафаэль умер в Риме в 1520 году когда ему было 37 лет, оставив после себя множество работ, в том числе и автопортретов, на которых, как выяснилось, любил изображать себя моложе, чем был на самом деле. И аккуратно корректировал форму своего носа.
О чем думали и мечтали, что творили при жизни и что оставили потомкам еще два Титана Ренессанса — на лекции.
Живопись солнца и света, самое жизнерадостное направление в мировом искусстве рождается во время войны в противовес всем ее ужасам. И хотя импрессионисты не были революционерами и бунтарями по духу, но именно они первые «отменили» правила в живописи.
Художники-импрессионисты словно научились останавливать время: главные герои в их картинах — солнце и воздух. Публика двадцать лет не будет признавать эти полотна, принимая их за фрагменты, эскизы, этюды, а самих художников – за недоучек. Полотна импрессионистов такими и будут – фрагментами внезапно остановленных мгновений. Но каких мгновений! Только самые светлые и радостные моменты жизни мы видим в живописи импрессионистов.
На лекции мы полюбуемся рассветами Эдуарда Мане и прудами Клода Моне, восхитимся красотой Жанны Самари Ренуара и «Голубых танцовщиц» Эдгара Дега, сравним синеву небес и вод в картинах Камиля Писсаро и Альфреда Сислея.
Постимпрессионизм – термин, который ничего не означает, кроме того, что это время художников, которые пришли после импрессионистов. Хотя в случае с Полем Сезанном даже это не верно.
Он принимает участие во всех выставках импрессионистов, выставляется рядом с Клодом Моне и Огюстом Ренуаром. Он их друг и ровесник. Но с самых первых своих шагов в искусстве, импрессионизм кажется ему слишком легким и понятным способом отражать мир. Поэтому он придумает свой.
О жизни и творчестве Винсента Ван Гога что только не говорят и всё диаметрально противоположное по смыслу, кроме одного: он был гениален. Как и почему? А как был создан мир и почему?
За свою трагически короткую жизнь Ван Гог создал колоссальное наследие. Ни одна репродукция не способна передать ощущения, которые испытываешь, встречаясь с его картинами вживую. Его пытаются копировать, его продают с аукционов, о нем снимают кино – а что в своей жизни хотел сделать он сам?
На лекции мы поговорим о живописи света и цвета, красоте мгновений и трепете человеческой души.
На лекции мы познакомимся с судьбами и работами известнейших художниц: Мэри Кэссет, Берты Моризо, Зинаиды Серебряковой, Артемизией Джентилески, Фриды Кало и Яёи Кусамы.
Увидим Лидию Делекторскую глазами Матисса, посмотрим на Адель Блох-Бауэр и Эмилию Флёге кисти Климта, а также встретимся с известными музами - Жанной Самари, с которой писал Ренуар, и Сюзанной Валадон - моделью Пюви де Шаванна, Ренуара и Анри Тулуз-Лотрека.
А начнем свой рассказ с вечных женских образов в живописи: Евы, Венеры и Мадонны в работах Тициана, Леонардо да Винчи, Боттичелли и Рубенса.
Восточная культура, и, в частности, отношение к женщинам в ней, концептуально отличается от европейской. Это и представления об эстетике, и традиции, и символика.
Точно также и Восточные женские портреты — живописные или скульптурные — являются удивительным и своеобразным выражением красоты, страсти и глубины человеческого опыта. Они отражают богатство культурного наследия Востока и продолжают вдохновлять нас своими символами, эмоциями и историями.
На лекции проследим истории главных Восточных Красавиц — от Богини Иштар и Нефертити до Гульфайрус Исмаиловой.
Последний большой стиль европейского искусства, который закончился ровно в год начала Первой Мировой Войны. Сложная и странная, загадочная эстетика модерна построена на декадентском понимании красоты. Это связано со сломом эпох и радикальной сменой культурных парадигм между XIX и XX веками.
В модерне с особенной яркостью проявляется синтез всех видов искусства – от архитектуры до декора. Декоративно-прикладное искусство приобретает особое значение, становится не просто важным элементом, а основным.
На лекции мы увидим самых ярких художников модерна. Неповторимая архитектура Антонио Гауди, в сооружениях которого соединяются эпохи и стили, сформировала облик современной Барселоны. Колорит и темперамент этой архитектуры запоминается с первого взгляда.
Не менее выразительные эксперименты с цветом и формой, фактурами и линиями, образами и сюжетами происходят в живописи модерна. Мы внимательно посмотрим на творчество двух выдающихся живописцев этого периода – Густава Климта и Альфонса Мухи.
Мы погрузимся в самые интересные этапы творчества Климта – от увлечения золотом равеннских мозаик до пестроты японских цветных гравюр и театра кабуки. Увидим его «Поцелуй» и «Золотую Адель», «Nuda Veritas» и «Древо жизни», проникнем в тайны его творчества и судьбы.
«Парижская школа» — уникальное явление в искусстве: это и место, и время, и люди. В начале ХХ века в Городе Света одновременно собрались все молодые и талантливые художники из самых разных стран. Пабло Пикассо — из Испании, Амедео Модильяни — из Италии, Марк Шагал и Хаим Сутин — из России. Они были юны, полны энергии и свежих идей. Париж, с его великолепным культурным разнообразием, стал для каждого из них вдохновением и площадкой для реализации.
И несмотря на то, что эти художники очень разные, каждый со своим узнаваемым почерком, темпераментом, представлениями о месте живописца в мире, их всех объединила внутренняя свобода и даже бесстрашие, мечты о будущем и желание изменить реальность. Каждый из этих художников чувствовал приближение Нового Века как времени, которое изменит мир и верил в реализацию самых невероятных фантазий человечества.
Революции и политические реформы, мировые войны и научные открытия привели к полной смене культурных парадигм в XX веке. Этот век был полон контрастов и два великих художника – Анри Матисс и Пабло Пикассо – очень по-разному воспринимали и изображали его.
Формы и линии Пикассо, экспрессия цвета и чувств Матисса зададут основные векторы развития искусства ХХ века. На лекции мы увидим трагичность и драматизм у Пикассо и радость жизни у Матисса.
На лекции мы встретимся также с творчеством художников-кубистов: Жоржа Брака, Робера и Сони Делоне, Омеде Озанфана, Фернана Леже, а также с художниками-фовистами: Морисом Вламинком, Андре Дереном, Альбером Марке.
Мы живем в эпоху, когда «все слова уже сказаны, и все табу уже нарушены». Что это — конец времён или начало нового человечества? Что такое постмодернизм и почему художники изобретают новые методы: перформансы, акции, инсталляции, хэппенинги и другие формы радикального искусства?
Это — новый формат искусства рубежа ХХ-ХХI веков. Новая художественная практика, принципиально другая, потребовала и новой логики, риторики и артикуляции.
На лекции увидим, что постмодернизм — это не только про искусство, но и про науку, политику, про современное общественное сознание и устройство.
Мы поговорим о перформансах Марины Абрамович, инсталляциях Яеи Кусама, Маурицио Каттелана, проектах Дэмиан Хёрста, Джефри Кунса и не только.
Попробуем разобраться в самом главном, будем смотреть на самые яркие и неоднозначные творения художников, акторов, действующих лиц постмодерна.
Из всех видов изобразительного искусства Ислама (архитектурный декор, изображения на металле, керамике, текстиле) книжная миниатюра — самая известная. Она формировалась под влиянием искусства дворцовых стенных росписей Сирии, Египта, Ирака, Ирана, Средней Азии, Закавказья. После включения этих регионов в территорию расширяющегося халифата старое искусство повсеместно существовало еще очень долго, постепенно адаптируясь под требования и вкусы нового времени. С другой стороны, на Исламскую книжную миниатюру повлияла и книжная иллюстрация предшествующих периодов. Обо всем этом — на лекции.
Традиционная живопись Китая символична и иносказательна. Если мы привыкли рассматривать картины европейских мастеров, то работы китайских мастеров надо читать.
От четырех отцов-основателей - Гу Кайчжи, Лу Таньвэй, Чжан Сэнъяо и У Даоцзы — до 6 законов живописи: Шэньцы — одухотворённость, Тяньцюй — естественность, Гоуту — композиция живописного произведения, Гусян — структура произведения, Мосе — следование традиции, Юнби — высокая техника письма тушью — на лекции мы проследим историю самого древнего, самого цельного и самого духовного искусства в мире — искусства Китая.
Индия — одно из древнейших государств с яркой и многоликой культурой. На формирование особого архитектурного стиля, а также на скульптуру, живопись, музыку и танцы Индии повлияли три разных религиозных течения — буддизм, индуизм и ислам. В связи с этим до наших дней сохранились исторические культурные памятники, способные многое рассказать о жизни страны и культуре ее народа.
На лекциирассмотрим главные культурные и художественные шедевры этой необъятной страны: Тадж-Махал, Храмы Хаджарибаг, Кхаджурахо, познакомимся с индийской каллиграфией и искусством миниатюры.
Японское искусство, развивавшееся в закрытой для иноземцев среде, во второй половине XIX века произвело фурор на международных выставках и в моду тут же вошло всё японское: кимоно, ширмы, фарфор, гравюры. «Японизм» проник в живопись и декоративно-прикладное искусство, повлияв на Импрессионистов, Пост-импрессионистов и художников Ар-нуво. И все же для большинства из нас японское искусство до сих пор остается загадкой: как же научиться его понимать?
На лекции мы поговорим о японском искусстве и традициях, о японском отношении к красоте и попробуем разобраться с основополагающими элементами японской культуры, потому что без понимания философии Японии невозможно понять ни ее жителей, ни культуру, ни тем более ее искусство.
На лекции мы рассмотрим развитие архитектурной мысли через века и идеи ее создателей:
Как эталон был найден еще в Античной Греции и существует с нами до сих пор под видом Классики?
В чем главное достижение Готики?
Как чистые и гармоничные линии Ренессанса превратились в избыточное и причудливое Барокко?
Ампир, Арт-деко и Модернизм – самостоятельные направления или сплошные цитаты?
И, наконец, как мы пришли к Современной архитектуре — ее инновационным формам, по своей конструкции невозможным никогда ранее даже в самых смелых фантазиях?
Каждый стиль имеет свою уникальную историю и характеристики, но что делает архитектуру таким выдающимся видом искусства на фоне всех остальных? Она делает человека человеком в самом прямом, физическом смысле.
ХХ век радикально изменил мир — и мир архитектуры в частности. Научно-технический прогресс дал невероятные технологические возможности архитекторам и они с удовольствием отринули все идеи классических форм ради воплощения своих самых смелых идей. На лекции мы увидим работы главных и лучших архитекторов ХХ века, чье творчество стало поворотным моментом в конструировании нового образа мира и человека.
Мы изучим революционные концепции Ле Корбюзье, принципы функционализма и конструктивизма его архитектуры. Эстет и первый в мире ценитель минимализма, Ле Корбюзье задавался риторическим вопросом: «Разве город не может быть источником поэзии?»
Мы увидим лучшие проекты «гения свободной планировки» Мис ван дер Роэ, органическую архитектуру Ллойд Райта. Узнаем о теории постмодернизма в архитектуре Чарльза Дженкса, поймем, как тесно связаны урбанистика, политика и экология.
Узнаем, чем вдохновлялись абсолютные гении — Заха Хадид и Норман Фостер, увидим все самые невероятные архитектурные проекты: капеллу Нотр-Дам-дю-О, музей Гугенхайм в Нью-Йорке и Бильбао, Сиднейскую Оперу, Концертный зал Уолта Диснея, Танцующий дом в Праге и обязательно рассмотрим архитектуру нашей столицы Астаны, над которой работали ведущие мировые архитектурные студии!
Когда мы говорим об эпохе Возрождения, то перед глазами встает образ "Рождения Венеры", псевдоантичные статуи и множество Мадонн. Но если проанализировать очень разное творчество художников XV века, то становится очевидно, что работ, которые можно назвать произведениями ренессансного искусства — очень мало, и формируются они вокруг идеи рационального подхода в искусстве.
Творцы Возрождения пытались отразить в своих работах фейерверк новых открытий, доступ к античным знаниям и торжество гуманизма, им было важно показать разнообразие реального мира, а не просто красиво изобразить узоры или вылить на картину побольше золотой краски.
В этом цикле лекций мы: ‣ попробуем провести границу между картинами, похожими на возрождение, и тем Возрождением, в котором наука и искусство действительно стали единым целым; ‣ посмотрим, что происходило тем временем на Севере — как быть, если возрождать нечего? ‣ узнаем, что такое маньеризм, или как творить, если все уже было придумано
Ольга Батурина
Спикер
Рассказывает материал в формате сторителлинга. Те, кто впервые соприкасаются с искусством, отмечают доступную подачу, а эрудиты — глубину и объем информации. Интересно всем!
профессор искусствоведения
КАК ВСЕ УСТРОЕНО?
1
Формат
Лекции идут в среднем по 1,5 часа, после можно задать вопросы Спикеру, обсудить тему и скачать презентацию в PDF для самостоятельного изучения. Материал лекций одинаковый на живых лекциях и On-line.
2
Покупка билетов
Билеты лучше приобретать заранее, на месте их может уже не быть. Для входа на лекцию нужно показать просто чек об оплате. Рассадка в зале свободная.
Если Вы захотите осмотреть выставочные залы Музея, необходимо будет приобрести билеты на вход в Музей в кассе Музея.
3
On-line
Эту лекцию можно посмотреть в записи в любой момент, после покупки доступ сохраняется навсегда.
ЛОКАЦИЯ
‣ свободная рассадка ‣ большой экран, хороший звук ‣ атмосфера искусства и культуры
Заходите через главный вход в Музей. Сообщите, что Вы на лекцию об искусстве и Вас пропустят в конференц-зал на 1 этаже.
Покупка билетов
Дорогие друзья, продажи билетов на лекции открываются за 2 недели до указанной в расписании даты. Если Вы хотите получить об этом оповещение — пожалуйста, добавляйтесь в наш What's App чат.
Если Вы захотите осмотреть выставочные залы Музея, необходимо будет приобрести билеты на вход в Музей в кассе Музея.