На завершающей цикл лекции будем говорить о прекрасном и запретном. О том, что такое табу и почему художники нарушают их — с момента появления первых засечек на стенах пещер и вплоть до завтрашнего дня.
Нарушение табу – это и изображение Вакха с грязными ногтями и чашей подгнивающих фруктов, и спрятанная Триумфальная Арка в Париже, Белка на Атакенте, дочь, кормящая грудью плененного и умирающего от голода отца, несколько тонн сделанных вручную фарфоровых семечек как олицетворение восприятия Китая в мире и Черный Квадрат, вызывающий очень разные эмоции у публики.
Табу в искусстве – это в том числе и китч: когда искусство начинают оценивать погонными метрами – а точнее общей каратностью бриллиантов в инкрустации, или когда содержание уже не может конкурировать с физическим объемом.
Если изъять из искусства надежду, протест и выпотрошить все вторые днища лиссировок, то и человеческого будущего не останется, будет не для чего просыпаться по утрам.