В XVII-XVIII веках возвышенность и небесность Ренессанса сменилась плотью и страстями Барокко, его природной и телесной жизненной силой, вкупе — или в противовес — вычурности, лощености и припудренности Двора с его набором строгих этикетов и набожностью уже не высокой, а алчущей. Барокко трансформировался в Рококо и после этого прогрессивно регрессировал в Классицизм — избавился от всех завитков и непонятностей, вернувшись к истоку, к эталону — к Греции.
Но все это были мечты, фантазии и страсти. Они отступили довольно быстро, и наступил Романтизм. Эра борьбы за истинные ценности: индивидуальные и государственные идеи, построенные на желании лучшей жизни для всех, не только для избранных. Из жажды знаний и открытий в путешествиях, не книгах, появился новый герой — не праздничный повеса, не принц крови, а обычный человек, который вышел на солнечный свет и заявил свои права на него.
Путешествие по Великолепному искусству, или искусству Нового Времени — это вояж по всей Европе — от Италии и Франции, до Голландии и Англии, но более того — это вояж по развитию очень современных идей.
Искусство Барокко требует постоянного и бесконечного восхищения. Оно завораживает, волнует, возмущает, пугает, увлекает, шокирует. Искусство, как и жизнь человека в эпоху.
Барокко, представляется бесконечной игрой. Художник – тот, кто может поразить воображение зрителя, иногда даже с помощью запрещенных приемов. Всю эту сложнейшую эмоциональную напряженность, масштабность, патетику, многозначность и изменчивость мы встретим в работах Паоло Веронезе, Джованни Бернини, Франческо Пармиджанино, Аньоло Бронзино, Джакопо Понтормо, Карло Мадерна, Франческо Борромини, Микеланджело Меризи да Караваджо.
XVII век — это торжество стиля Барокко, ориентированного на богатства и излишества. Архитекторы создают немыслимо сложные формы, а художники изображают пышные торжества.
Франс Снейдерс был одним из крупнейших фламандских живописцев XVII века, блестящим мастером натюрморта и ведущим анималистом. Его рыбные и мясные лавки могут произвести впечатление куда более сильное, чем поход на Зеленый базар в субботу.
Имя Антониса ван Дейка золотыми буквами вписано в историю фламандской школы. Образы с его полотен – пример утонченной гармонии и чувственности, отражающий истинное лицо всей эпохи.
Оба они были учениками Рубенса, чье имя практически синоним Барокко во Фландрии. Его картины стали настоящим праздником цвета в живописи, его палитра всегда построена на сложных, почти драматических цветовых контрастах, центральная тема его творчества — женщина, любовь и ребенок как единственный и прекрасный плод любви.
Подробнее о Барокко во Фландрии — на лекции.
В Испании XVII век называют «Золотым веком культуры», хотя живопись этого периода находилась под властью религии. Одним из самых знаменитых художников Испании с того времени и надолго после стал Эль Греко, хотя вообще-то это даже не его имя, а религию он проповедовал, по крайней мере в художественном смысле, из Византийских традиций, а не католических.
Здесь же живет и творит живописец королей и король живописцев – Диего Веласкес. Его "Менины" — первое погружение в зазеркальную реальность королевского двора, его "Инфанта" и "Папа Иннокентий Х" — первое изображение особ такого уровня с такой искренней аутентичностью, что от широкой публики их пришлось скрывать по желанию заказчиков. А начинал Веласкес с того, что писал босоногих и голодных на улицах Мадрида.
На лекции мы поговорим об искусстве Барокко в Испании — полном противоречий, красок и экспрессии.
Голландия – новая страна на карте Европы XVII века. Территория прогресса, свободы духа и свободы мысли. Почему и как Голландия становится самой прогрессивной страной Европы того времени? Как дух капитализма повлиял на узкие специализации голландских художников?
Рембрандт Харменс ван Рейн, а на его фоне – миниатюрная Голландия с ее бюргерством и предпринимательской философией. Как и почему живопись Рембрандта – о Боге и человеке — возникла в бюргерской Голландии?
На лекции мы поговорим о новых жанрах и вечных сюжетах, об улыбках в портретах Франса Хальса и воздушной красоте повседневности Яна Вермеера Дельфского, о великих и малых голландцах, и, наконец, о Свободе и свободе.
Голландия – новая страна на карте Европы XVII века. Территория прогресса, свободы духа и свободы мысли. Почему и как Голландия становится самой прогрессивной страной Европы того времени? Как дух капитализма повлиял на узкие специализации голландских художников?
Рембрандт Харменс ван Рейн, а на его фоне – миниатюрная Голландия с ее бюргерством и предпринимательской философией. Как и почему живопись Рембрандта – о Боге и человеке — возникла в бюргерской Голландии?
На лекции мы поговорим о новых жанрах и вечных сюжетах, об улыбках в портретах Франса Хальса и воздушной красоте повседневности Яна Вермеера Дельфского, о великих и малых голландцах, и, наконец, о Свободе и свободе.
Классицизм – стиль строгих норм и правил, выражает идеи Эпохи Просвещения. Для второй половины XVIII века образование становится главной идеологией. В жизнь проникает строгая упорядоченность и регламентированность. Искусство теперь – только про высокое и идеальное, и воспевает оно только идеально-прекрасных героев.
На лекции посмотрим, чьи идеи послужили формированию такого разного XVIII века в искусстве и его шедевры — нас ждут Жорж де Ла Тур, Никола Пуссен и другие художники.
Когда безудержные страсти бунтующего разума стали господствовать над послушанием и умеренностью?
Романтизм, как большой стиль европейского искусства, это синтез живописи, литературы и музыки. Герои романтизма – отважные одиночки, которые не боятся противостоять стихии. Романтический герой или путешествует, причем, скорее, стремясь удалиться прочь откуда-то, чем направиться куда-то, или тоскливо смотрит из окна в открытое море так, словно жаждет познать всю беспредельность с той стороны горизонта.
В живописи художники предпочитают все сумеречное чудесному, таинственному и неземному. То, что художники-романтики не находят и не признают логического завершения, проявляется во фрагментарном характере их произведений. Таинственность, мистицизм, надлом, трагедия и потрясение – вот судьба человека, отраженная в этой живописи.
На лекции разберемся, почему же одиночество и избранность стали самыми востребованными метафорами этого времени.
СПИКЕР Ольга Батурина
профессор искусствоведения
Рассказывает материал в формате сторителлинга. Те, кто впервые соприкасаются с искусством, отмечают доступную подачу, а эрудиты — глубину и объем информации. Интересно всем!
КАК ВСЕ УСТРОЕНО?
1
Формат
Лекции идут в среднем по 1,5 часа, после можно задать вопросы Спикеру, обсудить тему и скачать презентацию в PDF для самостоятельного изучения. Материал лекций одинаковый на живых лекциях и On-line.
2
Покупка билетов
Билеты лучше приобретать заранее, на месте их может уже не быть. Для входа на лекцию нужно показать просто чек об оплате. Рассадка в зале свободная. Если пропускаете лекцию, можно перенести билет на другую или посмотреть On-line.
3
On-line
Лекция пройдет также в прямом эфире и затем ее можно будет пересмотреть в записи в любой момент. В On-line мы не ограничены по времени, поэтому лекции получаются более подробные.
SmArt Point — ул. Байзакова, 280
ЛОКАЦИЯ
‣ свободная рассадка ‣ большой экран, хороший звук ‣ есть кафе, гардероб и парковка