Когда мы говорим об эпохе Возрождения, то перед глазами встает образ "Рождения Венеры", псевдоантичные статуи и множество Мадонн. Но если проанализировать очень разное творчество художников XV века, то становится очевидно, что работ, которые можно назвать произведениями ренессансного искусства — очень мало, и формируются они вокруг идеи рационального подхода в искусстве.
Творцы Возрождения пытались отразить в своих работах фейерверк новых открытий, доступ к античным знаниям и торжество гуманизма, им было важно показать разнообразие реального мира, а не просто красиво изобразить узоры или вылить на картину побольше золотой краски.
В этом цикле лекций мы: ‣ попробуем провести границу между картинами, похожими на возрождение, и тем Возрождением, в котором наука и искусство действительно стали единым целым; ‣ посмотрим, что происходило тем временем на Севере — как быть, если возрождать нечего? ‣ узнаем, что такое маньеризм, или как творить, если все уже было придумано
Ренессанс — эпоха великих открытий, взять хотя бы мореплавателя Колумба и его Америку. А что открывают художники Ренессанса и почему все начинается не просто в Италии, а конкретно во Флоренции?
Ренессанс — это авангард XV века: новые техники, торжество научного метода и редкая изобретательность. Например, была изобретена перспектива. Сначала очень немногие мастера разглядели потенциал в работе с ней, но затем поняли главное преимущество: так сюжет картины стал прямо сообщаться с миром зрителя, который теперь смог воспринимать картину как часть реального мира.
В скульптуре в это же время прорыв совершает Донателло — его тонкие рельефы и отдельностоящие статуи сейчас кажутся нам до домашнего обычными, но тогда это было не слабее, чем NFT сегодня.
Обо всем этом и многом другом — на лекции
Сандро Боттичелли был певцом Любви и Весны, желавшим восславить не только красоту человека, но и его великое предназначение. В живописи он видел смысл жизни — как своей, так и вообще.
Микеланджело стал легендой при жизни. Он известен как прекрасный скульптор, умевший в мельчайших подробностях воссоздать человеческое тело в мраморе — и еще как автор Сикстинской капеллы, монументального живописного произведения в сердце католической веры. При этом живопись он не любил, а Папе Римскому то и дело хамил.
Два гения, два Титана Ренессанса, две противоположности — и их двоих вполне хватит для Вечности. Поговорим про них подробнее на лекции.
Леонардо да Винчи стал легендой при жизни, хотя и был максимально противоречивой персоной: итальянец на рассвете Ренессанса, сделавший карьеру при дворе французского короля. Художник, строивший мосты и писавший великолепные поэмы на музыку собственного сочинения. Было ли что-то, чего он сделать так и не смог? Да: из всех своих живописных работ он так и не смог расстаться с Моной Лизой. Конечно, мы с Вами еще подискутируем на лекции, стала ли она шедевром сразу или только после скандала с ее кражей, получившим большую огласку в СМИ, но сам факт совершенного гения Леонардо — неоспорим. Леонардо да Винчи с помощью живописи смог передать чувства и мысли так, чтобы они звучали актуальными вне времени, были понятны, но оставались загадкой. Живопись для него была ремеслом, требующим не столько фантазии, сколько наблюдательности и технических навыков.
Рафаэль в это же примерно время трудился над Сикстинской капеллой: создал десять эскизов (до нас дошли семь) для гобеленов, которые потом предполагалось вывешивать в дни особых торжеств. Он умер в Риме в 1520 году в возрасте всего лишь 37 лет, но оставил после себя множество работ — в том числе и автопортретов, на которых, как позднее выяснилось, любил изображать себя моложе, чем был на самом деле. И аккуратно корректировал форму носа.
О чем думали и мечтали, что творили при жизни и что оставили потомкам еще два Титана Ренессанса — на лекции!
Как художники Нидерландов совершают великие открытия, не покидая собственного дома?
Ян Ван Эйк изобретает технику и технологию масляной живописи. Краски его картин даже через 600 лет не потеряли своего звучания и глубины.
Питер Брейгель Старший пишет картины-притчи на все времена. Его «Слепые», «Вавилонская башня» и «Пляски под виселицей» — это все про нас сегодняшних и наш мир.
Иероним Босх, единственный в истории мировой живописи художник-мизантроп, так талантливо и убедительно создает свои фантасмагории, что невольно следуешь за ним и соглашаешься с тем, что человек слаб и все его страсти больше его самого.
Обо всем этом — на лекции.
На лекции нас ждёт встреча с Альбрехтом Дюрером — самым необычным художником Германии, не случайно ведь его называют «немецким Леонардо». Изобретатель, мистик, эзотерик, алхимик, художник, для которого Искусство — это способ познания мира. Мы увидим не только его живопись, но и графику.
Увидим и откроем для себя портреты Ганса Гольбена Младшего, полюбуемся мадоннами Лукаса Кранаха Старшего и прикоснемся к истории зловещего короля Англии Генриха VIII, который отменил Римскую Церковь в своей стране и воспитал двух дочерей, ставших легендарными королевами Англии.
Город–декорация, маски и мосты: из всех итальянских городов Венеция – самая загадочная и эффектная. Город, где родился театр масок Дель Арте, Карнавал и Казанова. Кем была создана роскошь и красота города, построенного на воде, у которого вместо улиц – каналы, вместо перекрестков — мосты?
На лекции мы узнаем:
увидим картину Веронезе «Брак в Кане Гилилейской», размеры которой превышают 60 кв.м. и на которую вот уже больше полувека смотрит крошечная "Мона Лиза" в Лувре;
проследим, как именно в Венеции впервые проявятся черты Барокко в творчестве мастеров Позднего Возрождения (Тинторетто, Веронезе) и художников-маньеристов (Карпаччо, Понтормо, Пармиджанино);
узнаем, почему в Венецианской Школе образ Венеры встречается чаще, чем образ Мадонны?
Ольга Батурина
Спикер
Рассказывает материал в формате сторителлинга. Те, кто впервые соприкасаются с искусством, отмечают доступную подачу, а эрудиты — глубину и объем информации. Интересно всем!
профессор искусствоведения
КАК ВСЕ УСТРОЕНО?
1
Формат
Лекции идут в среднем по 2 часа, после можно задать вопросы Спикеру, обсудить тему и скачать презентацию в PDF для самостоятельного изучения. Материал лекций одинаковый на живых лекциях и On-line.
2
Покупка билетов
Билеты лучше приобретать заранее, на месте их может уже не быть. Для входа на лекцию нужно показать просто чек об оплате. Рассадка в зале свободная. Если пропускаете лекцию, можно перенести билет на другую или посмотреть On-line.
3
On-line
Лекция пройдет также в прямом эфире и затем ее можно будет пересмотреть в записи в любой момент. В On-line мы не ограничены по времени, поэтому лекции получаются более подробные. Запись остается с Вами навсегда.
SmArt Point — ул. Байзакова, 280
‣ свободная рассадка ‣ большой экран, хороший звук ‣ есть кафе, гардероб и парковка