На эти и на многие другие вопросы мы постараемся найти ответы в специальном летнем цикле лекций.
В этом цикле мы собрали художников и их работы по принципу преемственности и общности мировосприятия. С этого курса можно и начать знакомство с историей искусств, чтобы пробудить интерес к живописи и художникам, и дополнить уже имеющиеся знания и посмотреть свежим взглядом на хорошо известные работы.
Цикл состоит из 5 лекций, каждая посвящена отдельному цвету.
Что такое цвет в живописи – неуловимая субстанция, в которой живут чувства и эмоции или просто краски из пигментов? Как соединяются в живописи свет и цвет? Почему у каждой эпохи свои цветовые предпочтения? Какой смысл и символика заключены в каждом цвете?
В цветовой шкале Аристотеля, где цвета располагались от белого к черному, красный находится ровно по центру. Долгое время он и был центральным, «цветом цветов». Однако с наступлением Нового Времени восприятие красного изменилось: сначала он стал неоднозначным, а затем и вовсе «опасным».
Тогда почему именно красный так любит искусство ХХ века — неужели только из-за его радикальности и решительности?
Красный не случайно первый и главный. Красный – самый древний цвет праздника, цвет огня, цвет геральдики, любовной страсти и победы жизни над смертью.
Синий цвет в искусстве использовали уже в древности, но редко. В основном для посмертных статуэток (Древний Египет) или декораций в театре (Древняя Греция). А вот в Древнем Риме синий не любили, даже боялись. И вплоть до Средневековья в искусстве старались избегать оттенков синего — все привыкли, что они ассоциируются с трагедией. В XI–XII веках художники стали добавлять голубые цвета в иконы, на картины и витражи: синий вдруг стал символом божественного начала. Уже неплохой прогресс, но что дальше?
На рубеже XIX–XX веков художники наделили метафорическим смыслом всё — сюжет, композицию, цвет. Оттенки синего стали всё чаще отождествляться с чем-то печальным, глубоким и необъяснимым. Пабло Пикассо, например, написал в оттенках голубого целую серию картин — все они преисполнены грусти и меланхолии.
В конце XX века «лицом» синего стал французский художник Ив Кляйн. Для него этот цвет был символом неба и красоты.
Самый таинственный и космический цвет в живописи. Цвет беспредельности, мистики и свободы. Далеко не все художники любят этот цвет, еще меньшее их число умеет с ним работать. Знаете ли Вы, что даже слово для описания синего цвета появилось в большинстве языков самым последним?
Подробнее
ЗЕЛЕНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
9 июля, суббота
14:00 - 16:00
Россетти, Руссо, Уайетт, Ян Ван Эйк, Фра Беато Анджелико, Фрагонар, Венецианов, Серов, Левитан, Шишкин, Васнецов, Куинджи, Саврасов, Матисс
Зеленый — цвет райского сада и одежд в библейских сценах Северного Ренессанса, но он же — модный цвет куртуазного Рококо.
На лекции попробуем разобраться с символикой одного из самых, никогда бы не подумали, сложных цветов в живописи.
Зеленый — цвет самой жизни, символ природы и экологии, гармонии и равновесия. Этот цвет ассоциируется с возрождением, как весна, когда все оживает и мир преображается. Он успокаивает нас на физическом уровне, так как именно зеленая часть спектра легче всего воспринимается глазом.
Всё изменилось, когда начала активно развиваться медицина. В XIV веке врачи решили, что проблемы с желчью возникают у людей жестоких и лицемерных. Желчь желтая, поэтому и сам желтый цвет вскоре оказался символом зависти, ревности, лжи и бесчестия. Так цвет богов перешел к грешникам и аутсайдерам.
В эпоху Возрождения желтый снова сменил сторону и на картинах этого периода мы видим златокудрых Венер – олицетворение идеальной красоты.
На рубеже XIX–XX веков желтый цвет всё больше ассоциируется с обманом и предательством: желтая пресса, желтый билет, желтый дом. Затем наступает война и после всех ее ужасов многие художники вообще перестали использовать свет - и желтый цвет - в своих работах.
Сегодня желтый цвет постепенно возвращается в мир искусства – в абстракциях и чистом свете, давая надежду на будущее.
В Древнем Египте желтый был цветом золота и солнца и воспринимался как что-то вечное, несокрушимое. Вплоть до конца Средневековья у желтого цвета была лишь позитивная интерпретация: его использовали в иконописи для нимбов и фона — то есть как символ Царствия Божия.
«Черный квадрат» Малевича – это начало или конец живописи? Почему живописцы Ренессанса в Италии начинали писать от светлого к темному, а художники Барокко, наоборот, предпочитали всегда темный, почти черный фон?
Черный – это темнота и отсутствие цвета или сумма всех цветов сразу? Или пустота, с которой все начинается в нашем мире?
Для средневекового мира черный был цветом дьявола, в монашеских одеждах символизировал воздержание, а в эпоху Возрождения стал модным у аристократов. В Испании XIX века он был знаком политического сопротивления, а в современном искусстве часто связан с критикой капитализма.
Подробнее
СПИКЕР Ольга Батурина
профессор искусствоведения
Рассказывает материал в формате сторителлинга, избегая сухих деталей и часто захватывая релевантные темы (музыку, дизайн и др.).