Цвета в живописи — летний цикл лекций

Абонемент на лекции об искусстве на июль: приятный бонус для регулярных слушателей скидка - 15%
При покупке до 26 июня
15 000 ТГ
12 750 ТГ
На эти и на многие другие вопросы мы постараемся найти ответы в специальном летнем цикле лекций.

В этом цикле мы собрали художников и их работы по принципу преемственности и общности мировосприятия. С этого курса можно и начать знакомство с историей искусств, чтобы пробудить интерес к живописи и художникам, и дополнить уже имеющиеся знания и посмотреть свежим взглядом на хорошо известные работы.

Цикл состоит из 5 лекций, каждая посвящена отдельному цвету.

Что такое цвет в живописи – неуловимая субстанция, в которой живут чувства и эмоции или просто краски из пигментов? Как соединяются в живописи свет и цвет? Почему у каждой эпохи свои цветовые предпочтения? Какой смысл и символика заключены в каждом цвете?
Стихия красного
26 июня, воскресенье
14:00 - 16:00
Караваджо, Рубенс, Рембрандт, Веласкес, Мондриан, Ротко, Кандинский, Яеи Кусама
В цветовой шкале Аристотеля, где цвета располагались от белого к черному, красный находится ровно по центру. Долгое время он и был центральным, «цветом цветов». Однако с наступлением Нового Времени восприятие красного изменилось: сначала он стал неоднозначным, а затем и вовсе «опасным».

Тогда почему именно красный так любит искусство ХХ века — неужели только из-за его радикальности и решительности?
Красный не случайно первый и главный. Красный – самый древний цвет праздника, цвет огня, цвет геральдики, любовной страсти и победы жизни над смертью.
Подробнее
2 июля, суббота
14:00 - 16:00
Рублев, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Вермеер, Моне, Ренуар, Врубель, Шагал, Рерих
Синий цвет в искусстве использовали уже в древности, но редко. В основном для посмертных статуэток (Древний Египет) или декораций в театре (Древняя Греция). А вот в Древнем Риме синий не любили, даже боялись. И вплоть до Средневековья в искусстве старались избегать оттенков синего — все привыкли, что они ассоциируются с трагедией. В XI–XII веках художники стали добавлять голубые цвета в иконы, на картины и витражи: синий вдруг стал символом божественного начала. Уже неплохой прогресс, но что дальше?

На рубеже XIX–XX веков художники наделили метафорическим смыслом всё — сюжет, композицию, цвет. Оттенки синего стали всё чаще отождествляться с чем-то печальным, глубоким и необъяснимым. Пабло Пикассо, например, написал в оттенках голубого целую серию картин — все они преисполнены грусти и меланхолии.

В конце XX века «лицом» синего стал французский художник Ив Кляйн. Для него этот цвет был символом неба и красоты.

Самый таинственный и космический цвет в живописи. Цвет беспредельности, мистики и свободы. Далеко не все художники любят этот цвет, еще меньшее их число умеет с ним работать. Знаете ли Вы, что даже слово для описания синего цвета появилось в большинстве языков самым последним?
Подробнее
ЗЕЛЕНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
9 июля, суббота
14:00 - 16:00
Россетти, Руссо, Уайетт, Ян Ван Эйк, Фра Беато Анджелико, Фрагонар, Венецианов, Серов, Левитан, Шишкин, Васнецов, Куинджи, Саврасов, Матисс
Зеленый — цвет райского сада и одежд в библейских сценах Северного Ренессанса, но он же — модный цвет куртуазного Рококо.

На лекции попробуем разобраться с символикой одного из самых, никогда бы не подумали, сложных цветов в живописи.
Зеленый — цвет самой жизни, символ природы и экологии, гармонии и равновесия. Этот цвет ассоциируется с возрождением, как весна, когда все оживает и мир преображается. Он успокаивает нас на физическом уровне, так как именно зеленая часть спектра легче всего воспринимается глазом.
Подробнее
ПРЕКРАСНЫЙ И БЕЗУМНЫЙ ЖЕЛТЫЙ
23 июля, суббота
14:00 - 16:00
Боттичелли, Рафаэль, Пармиджанино, Веронезе, Венецианов, Россетти, Ван Гог, Гоген, Гюстав Климт, Дали, Кандинский, Хоппер, Тернер
Всё изменилось, когда начала активно развиваться медицина. В XIV веке врачи решили, что проблемы с желчью возникают у людей жестоких и лицемерных. Желчь желтая, поэтому и сам желтый цвет вскоре оказался символом зависти, ревности, лжи и бесчестия. Так цвет богов перешел к грешникам и аутсайдерам.

В эпоху Возрождения желтый снова сменил сторону и на картинах этого периода мы видим златокудрых Венер – олицетворение идеальной красоты.

На рубеже XIX–XX веков желтый цвет всё больше ассоциируется с обманом и предательством: желтая пресса, желтый билет, желтый дом. Затем наступает война и после всех ее ужасов многие художники вообще перестали использовать свет - и желтый цвет - в своих работах.

Сегодня желтый цвет постепенно возвращается в мир искусства – в абстракциях и чистом свете, давая надежду на будущее.

В Древнем Египте желтый был цветом золота и солнца и воспринимался как что-то вечное, несокрушимое. Вплоть до конца Средневековья у желтого цвета была лишь позитивная интерпретация: его использовали в иконописи для нимбов и фона — то есть как символ Царствия Божия.
Подробнее
ИСКУШЕНИЕ И СВОБОДА ЧЕРНОГО
30 июля, суббота
14:00 - 16:00
Малевич, Халс, Ходлер, Уайет, Магритт, Поль Сезанн, Эль Греко, Нико Пиросмани, Джексон Поллок, Пьер Сулаж
«Черный квадрат» Малевича – это начало или конец живописи? Почему живописцы Ренессанса в Италии начинали писать от светлого к темному, а художники Барокко, наоборот, предпочитали всегда темный, почти черный фон?

Черный – это темнота и отсутствие цвета или сумма всех цветов сразу? Или пустота, с которой все начинается в нашем мире?
Для средневекового мира черный был цветом дьявола, в монашеских одеждах символизировал воздержание, а в эпоху Возрождения стал модным у аристократов. В Испании XIX века он был знаком политического сопротивления, а в современном искусстве часто связан с критикой капитализма.
Подробнее

СПИКЕР
Ольга Батурина

профессор искусствоведения

Рассказывает материал в формате сторителлинга, избегая сухих деталей и часто захватывая релевантные темы (музыку, дизайн и др.).

Как пройдет лекция?
Формат
Спикер рассказывает материал 1,5-2 часа, затем можно задать вопросы и обсудить тему. В группе в среднем 40 человек, рассадка свободная
Покупка билетов
Билеты удобно и безопасно покупать на этом сайте. Для входа на лекцию нужен только чек об оплате.
Страховка
Пропустили лекцию? Можно записаться на другую дату!

После лекции можно будет скачать презентацию в PDF для самостоятельного изучения
Бонус
SmArt Point — ул. Байзакова, 280
ЛОКАЦИЯ
‣ свободная рассадка
‣ большой экран, хороший звук
‣ есть кафе, гардероб и парковка
Организатор встречает группу на Ресепшн за 5 минут до начала лекции. Если опаздываете, просто позвоните и мы Вас встретим.
Click to order
Цвета в живописи
Абонемент
12 750
стоимость
15 000 ТГ
ТГ
Летний курс из 5 лекций со скидкой -15% при покупке до 26 июня